рассмотрев обращение МКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ПКФ "Аквамарин-Групп"" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на благоустройство междворовой территории многоквартирных домов "Территория радости" (изв. N 0156600014821000044),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600014821000044 Заказчиком проводился электронный аукцион на благоустройство междворовой территории многоквартирных домов "Территория радости". Начальная (максимальная) цена контракта - 911 829,60 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
06.05.2021 г. между Заказчиком и ООО "ПКФ "Аквамарин-Групп"" (далее - Подрядчик) заключен контракт на благоустройство междворовой территории многоквартирных домов "Территория радости" (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 18.10.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 7 Контракта.
Из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, обращения Заказчика следует, что в соответствии с п. 1.4. Контракта, установлены сроки выполнения работ в соответствии с Техническим заданием - с момента подписания Контракта до 23.08.2021 г. 24.08.2022 г. в адрес Заказчика, по средствам электронной почты, поступило письмо от Подрядчика о завершении работ на объекте. 25.08.2022 г. Заказчик совместно с приемочной комиссией, назначенной в соответствии с Распоряжением N 278-01-03Р-131 от 17.08.2022 г. провели приемку. В ходе осмотра приемочной комиссией были выявлены недостатки выполненных работ и установлен срок устранения - 09.09.2022 г. При проверке качества устранения замечаний, было установлено, что Подрядчик не приступал к их устранению, что подтверждается актом осмотра выполненных работ от 11.10.2022 г.
Поскольку на 18.10.2022 г. Подрядчик замечания по результатам работ не устранил, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 18.10.2022 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3594700030421000021 в разделе "Решение об одностороннем отказе"
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 18.10.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 31.10.2022 г. Информация об ООО "ПКФ "Аквамарин-Групп"" была направлена в адрес Пермского УФАС России 02.11.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Подрядчика указал, что 18.05.2021 г. Подрядчиком была направлена заявка производителю устанавливаемого оборудования (далее - товар) ООО "Наша семья", с которым ранее был заключен дилерский договор о реализации товара N4 от 17.11.2020 года с приложением ассортимента и стоимости товаров. По условиям, ООО "Наша семья", должно было произвести товар в течении 30 дней и отгрузить товар с отсрочкой оплаты в момент приемки товара. Подрядчику было сообщено о повышении стоимости товара, тем не менее, ООО "Наша семья" пообещали выполнить заказ по старым ценам, в связи с чем Подрядчик ожидал исполнение заказа. Однако 23.06.2021 г. ООО "Наша семья" сообщило, что цены, указанные в заявке не действительны, а также об ожидании дополнительного повышения цен на 20-35 %. В ходе телефонного разговора от 01.07.2021 г., ООО "Наша семья" сообщило о невозможности отгрузки товара по старым ценам. 24.06.2021 г. Заказчику было сообщено о возможной задержке поставки товара, с указанием причины по телефону. 23.07.2021 г. Подрядчиком был заключен договор купли-продажи оборудования N30 от 23.07.2021 с ИП Дутовым М.А. Однако ИП Дутов М.А. изготавливал товар очень медленно, товар, планируемый к отгрузке, был ненадлежащего качества, в связи с чем Подрядчик был вынужден изготовленный товар не принимать. 10.08.2021 г. Подрядчик приступили к выполнению работ по планировке и благоустройству территории, длительное время занял процесс согласования разрешения на работы. В период с 01 сентября по 04 октября 2021 года Заказчик и Подрядчик подписали акты освидетельствования скрытых работ N1, N2, N. Также Подрядчиком были направлены акты скрытых работ по благоустройству. В конце октября 2021 г., поняв, что от ИП Дутова М.А., заказанную в июле 2021 года продукцию для выполнения контракта Подрядчик не получит, 08.11.2021 г. Подрядчиком был заключен договор с новым поставщиком - ИП Калашниковым А.В., и оплачены конструкции, которые были поставлены 08.12.2021 г. Оборудование отгружалось Заказчику по месту хранения, при этом подписывать акт о принятии товара на ответственное хранение Заказчик отказался. В связи с погодными условиями (сильные морозы - земля промерзла и процесс устройства фундаментов и установки конструкций был невозможен) письмом N30\12\21 от 30.12.2021 г. Подрядчик попросил Заказчика продлить выполнение работ до 15.05.2022 г. Оборудование было оставлено у Заказчика в качестве гарантии выполнения работ. С 16.05.2022 выполнение работ по Контракту было возобновлено, все работы и установка конструкций были завершены в срок до 16.06.2022 г. 09.08.2022 г. Подрядчику поступило письмо Заказчика с замечаниями к исполнительной документации. 24.08.2022 г. в адрес Заказчика нами были отправлены письма о приглашении на приемку работ и подписание актов. Письмом N 25-33\08\22 от 24.08.2022 Подрядчик просил принять работы и подписать акты. 25.08. 2022 г., представитель Заказчика прибыл на объект, тем не менее подписывать акты и принимать исполнительную документацию отказался. 31.08.2022 г. Подрядчиком в адрес Заказчика были направлены односторонние акты приемки выполненных работ.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, в адрес Комиссии представлены копии договоров, заключенных с ИП Дутовым М.А., Калашниковым А.В., ООО "Наша семья", а также товарные накладные и платежные поручения об оплате товара по данным договорам. Также в адрес Комиссии представлены фотоизображении территории объекта исходя из которых оборудование было установлено Подрядчиком в 2021 г., следовательно, находится в пользовании Заказчика. Комиссия приходит к выводу, что Подрядчик от исполнения Контракта не уклонялся.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего. Исходя из пояснений Подрядчика, переписки, которая велась между сторонами, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчик не уклонялся от исполнения контракта, был намерен исполнить контракт для чего были заключены договоры на поставку необходимого оборудования.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Подрядчиком действий в целях его исполнения. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Подрядчиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ПКФ "Аквамарин-Групп"" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ПКФ "Аквамарин-Групп"" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 ноября 2022 г. N РНП-59-474
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022