рассмотрев обращение (вх. 16690/22) МКУ "Краснокамск благоустройство" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Надарян А.Э. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на текущий ремонт автомобильной дороги подъезд к д. Шилово от М-7 Волга (изв. N 0856300009322000207),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 10.11.2022 г. в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 11.11.2022 с целью принятия решения.
Согласно извещению N 0856300009322000207 МКУ "Агентство по муниципальным закупкам" проводился электронный аукцион на текущий ремонт автомобильной дороги подъезд к д. Шилово от М-7 Волга. Начальная (максимальная) цена контракта - 597 524,86 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
29.09.2022 г. между Заказчиком и ИП Надарян А.П. (далее - Подрядчик) заключен контракт на текущий ремонт автомобильной дороги подъезд к д. Шилово от М-7 Волга на сумму 580 000,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Подрядчиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по текущему ремонту автомобильной дороги подъезд к д. Шилово от М-7 Волга (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: 01.10.2022 г.
1.4. Срок окончания выполнения работ: 20.10.2022 г.
Заказчик вправе:
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу выполненных работ (ее результатов) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
Подрядчик обязан:
4.4.1. Принять на себя обязательства выполнить на объекте работы по ремонту автомобильных дорог в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом графика выполнения строительно - монтажных работ;
4.4.4. Предоставлять Заказчику по его требованию и в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта.
4.4.5. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.6.1. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.6.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
8.6.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
8.6.4. в случае просрочки исполнения обязательств по выполнению работ по Контракту более чем на 3 (три) календарных дня;
8.6.5. в случае нарушения сроков выполнения работ - более чем на 6 (шесть) календарных дней;
8.6.6. в случае существенного нарушения требований к качеству выполненных работ обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков);
8.6.7. установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного выполнения;
8.6.8. установления факта приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
8.6.9. в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что в адрес Подрядчика было направлено письмо о необходимости предоставить в адрес Заказчика геодезическую съемку поперечного и продольного профиля участка производства работ, где будут отображены границы, ось, характерные точки, предусмотренную положениями Технического задания. Кроме того, Подрядчику было необходимо подготовить и предоставить в адрес Заказчика технологическое описание выполнения работ. Вместе с тем, Заказчик указывает, что к исполнению условий Контракта Подрядчик не преступил.
В связи с вышеуказанным, Заказчиком 21.10.2022 г. сформировано и размещено в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 21.10.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 01.11.2022 г.
Информация об ИП Надарян А.Э. направлена в адрес Пермского УФАС России 03.11.2022 г. посредством функционала единой информационной системы (далее - ЕИС).
В письменных пояснениях представитель Подрядчика указал, что в целях исполнения Контракта Подрядчиком были заключены договоры поставки асфальтобетона (N 18-07/2022 от 18.07.2022 г.) и аренды спецтехники с экипажем (N 2/8-8-22 от 08.08.2022 г.), кроме того, на балансе Подрядчика имеются дорожные знаки для обозначения места выполнения работ, а также в штате сотрудников Подрядчика имеется необходимое количество рабочих. Вместе с тем, Подрядчик указывает, что в соответствии с разделом 2 Технического задания, перед началом производства работ Подрядчик обязан согласовать с Заказчиком место производства работ и выполнить работы в соответствии с предоставленной схемой. Таким образом, Подрядчик указывает, что без определения места и согласования производства Работ с Заказчиком невозможно разработать и согласовать Схему организации движения транспорта с отделом ГУ МВД России по Пермскому краю отделом МВД России по Краснокамскому городскому округу. В соответствии с п. 3.1 и 12.6 Контракта, стороны из числа своих работников определяют ответственных лиц, осуществляющих взаимодействие между Сторонами, а Ответственное должностное лицо Заказчика - назначается Приказом учреждения. Подрядчик указывает, что от Заказчика не поступала информация о назначении ответственного лица. 14.10.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика уведомление о приостановке Работ по Контракту, так как Заказчик не согласовал с Подрядчиком место производства Работ и не оказывал должного взаимодействия. Дополнительно Подрядчик обратил внимание Заказчика на смену температурного режима и погодных условий в г. Пермь, которые могут негативно сказаться на качестве ремонтных работ.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п. 12.6 Контракта, ответственное должностное лицо Заказчика - назначается Приказом учреждения.
Согласно п. 17 Технического задания, до начала выполнения работ Подрядчик предоставляет Заказчику копию приказа о назначении лица, ответственного за выполнение работ на Объекте, с указанием предоставляемых ему полномочий.
В ходе заседания Комиссии представитель Подрядчика пояснил, что Подрядчиком в адрес Заказчика направлялись контактные данные ответственного за выполнение работ лица.
В письменных пояснениях к обращению представитель Заказчика указал, что в нарушение п. 17 Технического задания, Подрядчиком в адрес Заказчика не был представлен приказ о назначении лица, ответственного за выполнение работ на Объекте. Таким образом, Заказчик указывает, что не представлялось возможным определить представителя Подрядчика, с которым необходимо взаимодействовать в ходе исполнения Контракта.
Вместе с тем, Подрядчик указывает, что в нарушение п. 12. 6 Контракта, Заказчиком не было назначено должностное лицо, с которым Подрядчик вправе взаимодействовать в ходе исполнения Контракта. Следствием указанного несоблюдения Заказчиком условия Контракта стала невозможность Подрядчика определить место производство работ.
На основании указанного, Комиссией установлено наличие между сторонами спора о порядке исполнения Контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ИП Надарян А.Э. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Надарян А.Э. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 ноября 2022 г. N РНП-59-482
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2022