Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МЕДСИТИ" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Катетер аспирационный трахеальный) (изв. N 0356500003322000467),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии с "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003322000467 Заказчиком проводился электронный аукцион на право заключения гражданско-правового договора на поставку изделий медицинского назначения (Катетер аспирационный трахеальный).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.10.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 999 668,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 27.10.2022 г.
Заявитель жалобы считает, что его заявка на участие в электронном аукционе признана несоответствующей требованиям извещения неправомерно.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.10.2022 NИЭА1 заявка Заявителя (заявка N 1) признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в связи с несоответствием информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Аукционная комиссия не согласна с доводом жалобы и считает признание заявки ООО "МЕДСИТИ" не соответствующей требованиям извещения по основанию, указанному в протоколе, правомерным.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о закупках электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии п.п. 1,2,3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
- документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
- с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
- иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Закона о закупках требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона (пп. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках).
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с п. 2 ч. 17 ст. 48 Закона о закупках Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать, в том числе, информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Описание объекта закупки установлено в отдельном файле "Техническое задание".
Согласно п/п 2 Технического задания необходимо поставить катетер аспирационный трахеальный.
Значение показателя: гибкая трубка, как правило, изготавливаемая из пластика, разработанная для периодической аспирации жидкостей и/или полутвердых из верхних дыхательных путей пациента. Трубка обычно достигает 40 - 56 см (16 - 22 дюйма) в длину и имеет достаточно небольшой диаметр, что позволяет вводить ее в эндотрахеальную трубку. Изделие обычно гладкое, с закругленным дистальным кончиком с отверстиями на конце и по бокам; большинство изделий имеют управляемый пальцем клапан для регулировки давления при аспирации. Снаружи через удлиняющую трубку большего диаметра данное изделие присоединяется к вакуумной системе и емкости для сбора аспирата; используется для удаления излишков внутренних выделений из легких, бронхов, трахеи и глотки. Это изделие для одноразового использования.
Согласно Инструкции по заполнению заявки:
3. В описании условий и предложений участник аукциона не должен допускать двусмысленных толкований;
4.2. Заявка на участие в аукционе должна содержать в отношении поставляемых товаров: конкретные показатели поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным в документации;
5.2.3. Значения показателей, которые заданы перечислением (через запятую, союз "и"), а также с использованием дефиса "-", знака "/" должны быть отражены в заявке в полном объеме.
Вместе с тем, в Техническом задании при описании длины трубки использовалось тире.
Комиссия отмечает, что в Инструкции по заполнению заявки указания о необходимости отражения в заявке показателей с использованием тире в полном объеме отсутствует, следовательно, необходимо руководствоваться п. 3, п.4.2 Инструкции и при описании длины трубки указывать конкретную величину.
Исходя из анализа заявки ООО "МЕДСИТИ" (заявка N 1), Комиссией установлено, что Заявитель в своей заявке указал в графе "описание значения показателя" (пункты 1-2 Технического задания) конкретную длину трубки, что соответствует требованиям извещения и приложения к нему.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Аукционной комиссии, признавшей заявку ООО "МЕДСИТИ" (заявка N 1), несоответствующей требованиям извещения и приложения к нему, имеется нарушение пп. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках.
В действиях Аукционной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2. ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Из анализа заявки Победителя (заявка N 4) Комиссией установлено, что ООО "ВМ" приложило в составе заявки файл с показателями поставляемого товара.
Исходя из анализа заявки ООО "ВМ" (заявка N 4), Комиссией установлено, что Победитель, в нарушение приведенных выше положений Инструкции по заполнению заявки, в своей заявке указал длину трубки в диапазоне.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Аукционной комиссии, признавшей заявку ООО "ВМ" (заявка N 4) соответствующей требованиям извещения и приложениям к нему, имеется нарушение пп. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках.
В действиях Аукционной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2. ст. 7.30 КоАП РФ.
Аналогичное нарушение допущено Аукционной Комиссией при рассмотрении заявки N 3.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пп. 1,2 ч. 1. ст. 33 Закона о закупках Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с положениями Закона о закупках Заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Положения Инструкции, с учетом позиции Заказчика, по мнению Комиссии, не содержат указания на то, как нужно указывать показатели со знаком "тире".
Комиссия отмечает, что формулировки инструкции по заполнению заявки и технического задания должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованы в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Таким образом, аукционная документация вводит в заблуждение участников закупки, что усложняет подачу заявки на участие в аукционе.
Данная позиция УФАС по Пермскому краю подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
Следовательно, в ходе внеплановой проверки, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Невыполнение Заказчиком данного требования может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Положение аукционной документации, в том числе, описание объекта закупки, должно формировать у участников закупки четкое представление о характеристиках товара и потребности Заказчика.
В п. 1 Технического задания указаны сведения о качестве товара, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах).
Вместе с тем, в п/п 1, п/п 2 Технического задания указано описание поставляемого товара как в соответствии с КТРУ, так и описание в соответствии с потребностью Заказчика, данные показатели отличаются между собой, например, длина трубки в соответствии с КТРУ указана - 40-56 см (16-22 дюйма), а в соответствии с потребностью Заказчика длина трубки составляет - 600 мм.
Положения Технического задания, по мнению Комиссии, не позволяют участникам закупки определенно установить, как необходимо указывать значения показателей к поставляемого товару, в соответствии с описанием по КТРУ или в соответствии с требованиями Заказчика, что вводит в заблуждение и участников закупки и Аукционную комиссию.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком требования п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств обратного в материалах не предоставлено.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕДСИТИ" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Катетер аспирационный трахеальный) (изв. N 0356500003322000467) обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии, выявленное в ходе рассмотрения жалобы, нарушение п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках.
4. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
5. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по жалобе ООО "ПМК-СЕРВИС" (вх. N 16814/22 от 07.11.2022 г.).
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Аукционной комиссии за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2022