Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, М.А. Грицай, заместитель начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Эксперт" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "СибГУ им. М.Ф. Решетнева" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на "Оказание комплексных клининговых услуг по уборке внутренних помещений и прилегающих территорий объектов СибГУ им. М.Ф. Решетнева", размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 10.11.2022 года в 11 часов 30 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, рассмотрение жалобы было проведено в присутствии представителя заказчика, податель жалобы присутствие своего представителя не обеспечил.
Из содержания жалобы следует что, заказчик допускает нарушение Закона о контрактной системе, поскольку Извещение N 105 от 27.10.2022 содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы, установив требования описания объекта закупки, Заказчик не указывает необходимое ему количество сотрудников Исполнителя, при этом в одностороннем порядке будет определять их количество по каждому обслуживаемому Исполнителем зданию, действуя по своему усмотрению.
Комиссия, проанализировав описание объекта закупки установила, что заказчик в пунктах 4.4 - 4.6, 4.10 указывает:
4.4. Заказчик в соответствии с требованиями Таблиц 2.2, 3.1, 3.2 настоящего Технического задания составляет по каждому обслуживаемому зданию отдельный график уборки с учетом специфики эксплуатации здания, расписаний учебных занятий, с указанием необходимого числа сотрудников Исполнителя, обеспечивающих ежедневное обслуживание здания. Графики уборки после их подписания являются неотъемлемой частью Контракта и обязательны для исполнения сторонами. В график могут вноситься изменения в ходе выполнения контракта.
4.5. Исполнитель представляет Заказчику поименный список работников и привлекаемых лиц по каждому обслуживаемому зданию, число работников в списке должно соответствовать сведениям графика уборки. Ежемесячно, а также в случае приема/увольнения сотрудников, Исполнитель обязан представить актуализированный список, не позднее 1-го (одного) рабочего дня с момента увольнения/приема сотрудника. Список должен содержать следующие сведения о сотрудниках: Ф.И.О, паспортные данные, номер контактного телефона для оперативной связи.
4.6. Исполнитель в течение каждого дня обслуживания обеспечивает по каждому зданию число сотрудников в соответствии с графиком уборки и поименным списком работников и привлекаемых лиц, предоставленным Заказчику, а также непрерывность обслуживания зданий Заказчика в соответствии с требованиями настоящего Технического задания, графиками уборки.
4.10. По каждому объекту Заказчика, Исполнитель ведет журнал учета рабочего времени, с указанием данных о сотруднике, выполнившем уборку, времени фактического оказания услуг по помещению, группе помещений или участка оказания услуг. Место хранения журнала учета уборки определяется Заказчиком.
В адрес Красноярского УФАС России были представлены пояснения заказчика, из которых следует, что: "Довод подателя жалобы об определении заказчиком количества сотрудников исполнителя на объекте в одностороннем порядке, не находит своего подтверждения, ввиду отсутствия в п. 4.4 Приложения на то прямого указания, а также учитывая наличия требования о вступлении в силу графиков уборки и становления их обязательными для исполнения только после их подписания.
В данном случае на заказчика, пунктом 4.4 Приложения N 1 "Описания объекта закупки" возложена обязанность по составлению таких графиков, а не их утверждение в одностороннем порядке.
Кроме того считаем, что составление графика уборки объекта с определением количества персонала исполнителя в ходе исполнения контракта, никак не влияет на возможность подачи заявки участнику закупки для участия в электронном аукционе".
Вместе с этим, Комиссия отмечает, что из положений описания объекта закупки однозначно не следует, что в случае не согласия исполнителя с числом работников, определенным заказчиком в графике уборки помещения, у исполнителя будет возможность внести свои коррективы относительно количества работников, указанных в графике, также заказчиком не обосновано то, что при ином количестве сотрудников исполнитель контракта не сможет оказать необходимый объем услуг, в том числе с применением дополнительного технического оборудования.
Вместе с тем, определение заказчиком в одностороннем порядке числа работников, закрепленных за уборкой помещения является вмешательством в деятельность хозяйствующего субъекта, иными словами распределение и организация трудовых ресурсов является приоритетным правом заказчика и как следствие противоречит требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Ввиду изложенного доводы подателя жалобы является обоснованными, а заказчик признается нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
Указанные выше нарушения содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "Эксперт" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о закупке.
4. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 3 дня, начиная со дня выставления измененного извещения о закупке.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости привлечения к административной ответственности должностного лица заказчика, ответственного за утверждение извещения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
М.А. Грицай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 ноября 2022 г. N 024/06/106-2981/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022