Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии: А.А. Кириллова, начальник отдела, О.П. Чупрунова - главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Медика-Плюс" (вх. N 20125-ЭП/22) на действия заказчика - КГБУЗ "Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона ЭА 356/22 "Поставка реагентов для взятия проб на энтеробиоз по методу Рабиновича для нужд КГБУЗ КККЦОМД в 2022-2023 гг", размещенного на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Медика - плюс" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона ЭА 356/22 "Поставка реагентов для взятия проб на энтеробиоз по методу Рабиновича для нужд КГБУЗ КККЦОМД в 2022-2023 гг", номер извещения N 0319200040922000370.
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 11 ноября 2022 года в 12:30, в том числе посредством видеоконференцсвязи, отсутствовал представитель подателя жалобы, присутствовали представители заказчика, должным образом подтвердившие свои полномочия.
В связи с необходимостью, возникшей у заказчика в предоставлении дополнительных доказательств, в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 11 ноября 2022 года до 16:30.
После перерыва заседание Комиссии состоялось в отсутствии лиц, привлеченных к участию в рассмотрении жалобы.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком в описании объекта закупки установлены требования о размере шпателя "не менее 78х20 мм", о наличии рельефной поверхности на противоположном конце шпателя, которым может соответствовать единственный товар производителя ООО "Гем". Как отмечает податель жалобы, выбор конкретного производителя ограничивает количество поставщиков, так как исходя из содержания требований описания объекта закупки, поставщики будут вынуждены обратиться к одному производителю.
Также податель жалобы считает, что заказчиком необоснованно включено требование о необходимости поставки товара сроком годности не менее 2-х лет.
Заказчик с доводами подателя жалобы не согласен, представил пояснения, что требования, содержащиеся в описании объекта закупки сформированы, исходя из специфики профиля деятельности медицинского учреждения - проведение медицинской диагностики различных категорий детей. Практика использования медицинским учреждением иных шпателей (меньшим размером, отличающейся формы, свойствами поверхности) показала, что в зависимости от индивидуальных особенностей детей имеются случаи, когда анализы невозможно взять с первого раза, что увеличивает расход количества указанного медицинского изделия и время приема одного пациента.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка реагентов для взятия проб на энтеробиоз по методу Рабиновича для нужд КГБУЗ КККЦОМД в 2022-2023 гг".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описанием объекта закупки установлено следующие: "противоположная сторона шпателя (без клеевой основы) рельефно промаркирована, что позволяет быстро идентифицировать конец шпателя, который используется для удержания в руке. Габаритные размеры шпателя не менее 78 х 20 мм для соответствия размерам предметного стекла".
Комиссией установлено, что изложенным заказчиком в описании объекта закупки техническим параметрам соответствует шпатель единственного производителя ООО "ГЕМ". При этом на заседании Комиссии заказчик обосновал потребность в товаре с указанными характеристиками, указав, что данный товар является инновационным, срок его хранения составляет 3 года (в отличие от иных подобных товаров, существующих на рынке). Более того, акриловый водно-дисперсионный клей, а также ровная поверхность и закругленные края на шпателе помогают произвести анализ одним лёгким движением: безболезненно и легко, практически, исключая возможность повреждения биоматериала при заборе проб, что сокращает время приема пациентов.
Вместе с указанным, заказчиком были предоставлены доказательства положительного опыта применения шпателей производителя ООО "ГЕМ" другим медицинским учреждением. А также заказчиком представлены служебные записки медицинских работников медицинского учреждения, для нужд которого закупается анализируемый товар, о том, что ранее закупленные учреждением шпатели, имеющие меньшие размеры и иные особенности поверхности, неудобны в работе, поскольку ими не получается взять анализы с первого раза, что приводит к дополнительному расходованию наборов со шпателями.
При этом действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товарам, может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям извещения о проведении закупки. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. При этом закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание объекта закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в таком описании, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные выводы коррелируются с многочисленной судебной практикой, в том числе, например, по делам NNА21-4239/2020, А34-1354/2021, А33-15654/2022.
Учитывая, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 10.11.2022 до участия в закупке допущены 4 заявки, принцип обеспечения конкуренции (статья 8 Закона о контрактной системе) был соблюден, в том числе путем обеспечения возможности участия различных поставщиков. А принцип эффективности закупки (статья 12 Закона о контрактной системе) может быть соблюден только при закупке заказчиком товаров, которые в полной мере отвечают потребности заказчика и его пациентов.
Комиссия также отмечает, что подателем жалобы не было представлено доказательств доводов "сегментированности рынка" и его невозможности поставлять, в том числе шпатель производителя ООО "ГЕМ".
Вместе с тем при оценке довода подателя жалобы Комиссия исходит из того, что потребность заказчика направлена на достижение социально-значимого результата - улучшения предоставления медицинских услуг, путем использования товаров изготовленных с применением инновационных технологий, товаров "нового поколения", что в конечном итоге позитивно сказывается на потребителе медицинского изделия - пациенте.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия не усматривает нарушения статьи 42 Закона о контрактной системе в действиях заказчика при установлении требований к медицинскому оборудованию, содержащихся в описании объекта закупки.
Относительно довода подателя о необоснованном включении заказчиком требования о необходимости поставки товара сроком годности не менее 2-х лет Комиссия отмечает, что ни из описания объекта закупки, ни из проекта контракта не следует указанное. Напротив, в описании объекта закупки и в пункте 12.2 указано, что на момент поставки остаточный срок годности товара должен быть не менее 12 месяцев от нормативного (предоставляемого производителем), в связи с чем рассматриваемый довод Комиссией признан необоснованным.
По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Медика - Плюс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дудараева |
|
|
Члены Комиссии: |
А.А. Кириллова |
|
|
|
О.П. Чупрунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 ноября 2022 г. N 024/06/106-2997/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2022