Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель -начальник отдела А.А. Кириллова, члены Комиссии - М.А. Грицай, заместитель начальника отдела, О.П. Чупрунова - главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Гарант" на действия заказчика Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона "На выполнение работ по обеспечению корсетами полужесткой и мягкой фиксации, корсетами жесткими и функционально-коррегирующими, реклинаторами-корректорами осанки инвалидов, проживающих на территории Красноярского края, в 2023 году", размещенного на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Гарант" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона "На выполнение работ по обеспечению корсетами полужесткой и мягкой фиксации, корсетами жесткими и функционально-коррегирующими, реклинаторами-корректорами осанки инвалидов, проживающих на территории Красноярского края, в 2023 году", номер извещения N0219100000122000253.
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 14 ноября 2022 года в 16:00 присутствовали представитель подателя жалобы, посредством использования телефонной связи, представитель заказчика, должным образом подтвердившие свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что объединив в одном лоте закупки корсеты мягкой, полужесткой фиксации и реклинаторы-корректоры осанки вместе с корсетами жесткой фиксации и функционально-корригирующими корсетами, ограничивает количество участников закупки, тем самым нарушает часть 2 статьи 8 и пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На выполнение работ по обеспечению корсетами полужесткой и мягкой фиксации, корсетами жесткими и функционально-коррегирующими, реклинаторами-корректорами осанки инвалидов, проживающих на территории Красноярского края, в 2023 году".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Комиссией установлено, что при проведении закупки в один лот выключены работы по обеспечению корсетами полужесткой и мягкой фиксации, корсетами жесткими и функционально-коррегирующими, реклинаторами-корректорами осанки инвалидов, проживающих на территории Красноярского края, в 2023 году.
Согласно позиции ФАС России, которая изложена в письме от 30.11.2015 N АД/69385/15 "О направлении разъяснений ФАС России по рассмотрению жалоб и обращений на проведение закупок технических средств реабилитации", объединение заказчиками в один лот указанных типов корсетов в различных сочетаниях между собой может приводить к ограничению количества участников закупок и иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
Комиссией установлено, что корсеты жесткой фиксации и функционально-корригирующие корсеты, в отличии от корсетов жесткой фиксации и (или) функционально-корригирующих корсетов, могут быть только индивидуального изготовления, требующего проведения определенных процедур, прямого взаимодействия с конечным потребителем - пациентом, а также технологической мощности, что требует дополнительных затрат, и соответственно, влияет на ценовое предложение участника закупки территориально находящегося удаленно от местонахождения заказчика. Указанное ставит такого участника в неравное положение по сравнению с участниками закупки, осуществляющими деятельность на территории местонахождения заказчика и непосредственного потребителя товара - пациента
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения статей 8, 33, 42 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Гарант" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 8, 33, 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее чем на 3 дня, начиная со дня выставления измененного извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
5. Аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить протоколы, принятые в ходе проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии М.А. Грицай
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 ноября 2022 г. N 024/06/106-3015/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2022