Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - А.А. Кирилловой, Врио заместителя руководителя управления - начальника аналитического отдела, начальника контрольного отдела, членов Комиссии - М.А. Грицай, заместителя начальника отдела, Е.В. Котовой, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - ФГБУ "Красноярский комплексный авиационно-спасательный центр МЧС России" (далее - заказчик) о внесении сведений об ИП Скаллер Б.А. (далее - поставщик, предприниматель, ИП) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение ФГБУ "Красноярский комплексный авиационно-спасательный центр МЧС России" с просьбой о внесении сведений об ИП Скаллер Б.А. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта N 56 от 05.09.2022, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка брюк (полукомбинезонов) демисезонных для летно-технического состава" номер извещения 0319100027122000046 (далее - электронный аукцион).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки по факту расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ИП Скаллер Б.А. условий контракта.
Красноярским УФАС России по адресам местонахождения заказчика и ИП были направлены уведомления о проведении проверки по включению в РНП, в которых содержались требования о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На заседании Комиссии по рассмотрению обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, назначенном на 15.11.2022 в 14-30, присутствовали представители заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия, ИП Скаллер Б.А. участие своего представителя не обеспечил.
Из пункта 12 Правил ведения РНП следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей, рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Из обращения заказчика, следует, что между ФГБУ "Красноярский комплексный авиационно-спасательный центр МЧС России" и ИП Скаллер Б.А. по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт N 56 от 05.09.2022.
В связи с ненадлежащим исполнением предпринимателем обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ИП Скаллере Б.А. направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, ИП и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона извещение N 0319100027122000046.
Комиссия отмечает, что ИП Скаллер Б.А. добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие исполнить контракт на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, ИП, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо поставить товар, являющийся предметом контракта.
Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 1.1 контракта поставщик обязуется осуществить поставку брюк (полукомбинезонов) демисезонных для летно-технического состава в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту) в количестве и по ценам, указанным в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар и оплатить его в порядке и на условиях Контракта.
Поставщик обязан выполнить свои обязательства по поставке товара в полном объёме в течение 35 (тридцати пяти) дней с момента заключения Контракта.
В соответствии с условиями контракта:
Поставщик обязан до поставки основной партии Товара в течение 3 (трех) дней после заключения контракта, предоставить Заказчику эталонный образец поставляемого Товара, с целью исключения несоответствия Товара техническому требованию. Изготовленные образцы входят в общий объем поставки.
Товар должен соответствовать образцу. Образец Товара можно осмотреть на складе Заказчика по адресу: 660133, г. Красноярск, ул. Малиновского, 12 "Д", по предварительной договоренности с Заказчиком.
При приемке Товар проверяется на соответствие качества, количества и ассортимента (номенклатуры), указанной в контракте поставки, а также по типоразмерам, ростам и принадлежности. Весь принятый Товар должен иметь копии документов, подтверждающих их безопасность, правильно оформленный товарный ярлык и их качество должно отвечать требованиям ГОСТ, ТУ, ТО указанных в конкурсной документации и контракте на поставку Товара. Правила приёмки - по ГОСТ 24782-90. Методы контроля качества - по ГОСТ 4103-82.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам проверки, на момент принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт исполнен ненадлежащим образом. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
В соответствии с разделом 12 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В связи с тем, что поставщиком были допущены существенные нарушения условий контракта, выразившиеся в неисполнении обязательств по поставке товара, Заказчик на основании частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, раздела 12 контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия отмечает, что по своей правовой природе рассматриваемый контракт является договором поставки, отношения по которому регулируются Законом о контрактной системе, а также § 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Комиссией установлено, что ИП Скаллер Б.А. поставил эталоны образцов товара, необходимого к поставке. Вместе с тем в результате рассмотрения представленных поставщиком эталонных образцов брюк (полукомбинезона) демисезонных, приемочной комиссией ФГБУ "Красноярский КАСЦ МЧС России" были выявлены существенные нарушения условий контракта. Контрольные образцы свитера и куртки специальной для летного состава, входящего в состав защитных комплектов демисезонного оборудования "Форма-ДЛС", "Форма-ДТС" представлено не было.
В адрес ИП Скаллера Б.А. было направлено письмо NМ-247-995 от 09.09.2022 с требованием предоставить все эталонные образцы и устранить выявленные нарушения. Данное требование исполнено не было.
Комиссией установлено, что контракт содержит возможность расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в случае существенного нарушения контракта одной из сторон.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в части порядка направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта:
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 25.10.2022. Решение было размещено в ЕИС - 25.10.2022. Решение вступило в законную силу 07.11.2022. Ввиду чего Комиссия делает вывод о том, что процедура расторжения контракта в одностороннем порядке не нарушена.
На основании вышеизложенного, учитывая обстоятельства, послужившие для заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и тот факт, что доказательств добросовестности действий ИП в адрес Комиссии представлено не было, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное решение принято заказчиком обоснованно. Нарушений со стороны заказчика порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, установленного Законом о контрактной системе, влекущих отказ заказчику во включении сведений об ИП Скаллер Б.А. в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссией не установлено.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Указанных доказательств со стороны заказчика или исполнителя в адрес Комиссии представлено не было, Комиссией указанные доказательства также установлены не были.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке товаров, работ, услуг, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Условиями контракта предусмотрено, что ИП принял на себя обязательства по поставке. Однако поставщиком обязательства по контракту не исполнены, тем самым были допущены существенные нарушения условий контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятое им в связи с существенным нарушением условий контракта предпринимателем, на момент проведения заседания Комиссии вступило в законную силу.
Вступившее в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, отсутствие доказательств, свидетельствующих о поставке товара ИП, предусмотренного контрактом, в установленные сроки, в соответствии с условиями контракта и положениями действующего законодательства Российской Федерации, свидетельствуют о допущении ИП Скаллером Б.А. существенных нарушений условий контракта.
Нарушение хозяйствующим субъектом существенных условий контракта предполагает его недобросовестное, виновное поведение.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссия пришла к выводу о том, что у ИП Скаллера Б.А. отсутствовали правовые основания и уважительные причины для неисполнения обязательств по контракту. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем Комиссией при рассмотрении обращения не было установлено, что заказчиком были допущены нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю, размещения в единой информационной системе, Кроме того Комиссией не установлено, что ИП были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, либо надлежащее исполнение было невозможным в силу обстоятельств непреодолимый силы.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у Комиссии оснований для принятия решения об отказе во включении информации об предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать ИП Скаллера Б.А. нарушившим существенные условия контракта.
Комиссия также отмечает, что при принятии настоящего решения, был принят во внимание тот факт, что предметом контракта фактически является средство индивидуальной защиты, качество которого должно в полной мере соответствовать предъявленным требованиям в целях защиты лиц, которые подлежат обеспечению таким средством.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пунктом 12 Постановления Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об ИП Скаллере Б.А. в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
07.11.22 |
10.11.22 |
09.11.22 |
0 |
09.11.22 |
16.11.22 |
15.11.22 |
0 |
21.11.22 |
18.11.22 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Кириллова |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай |
|
Е.В. Котова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 ноября 2022 г. N 024/10/104-3030/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022