Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
в отсутствие представителей Управления благоустройства и озеленения Администрации местного самоуправления г. Владикавказ (далее - УБиО АМС г.Владикавказа, Заказчик) и ООО "МД - Консалтинг" надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "МД - Консалтинг" на действия УБиО АМС г.Владикавказа при проведении электронного аукциона N0310300026222000222 на выполнение работ по благоустройству общественной территории г. Владикавказ (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
01 ноября 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия УБиО АМС г.Владикавказ при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в Техническом задании (далее - ТЗ) установлены избыточные требования к характеристикам товаров, поставляемых при выполнении закупаемых в рамках рассматриваемого Аукциона работ ввиду того, что некоторые из приведенных в ТЗ характеристик товаров становятся известными после проведения испытаний определенной партии товара.
При этом, в Извещении о проведении Аукциона установлено требований о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель указывает на то, что в нарушение требований статьи 14 Закона о контрактной системе Извещение о проведении Аукциона не содержит условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н.
Не согласившись с доводами жалобы УБиО АМС г.Владикавказ представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 21 октября 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) АМС г.Владикавказ, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310300026222000222 на выполнение работ по благоустройству общественной территории г. Владикавказ, в том числе (далее - Извещение), в том числе проект муниципального контракта и ТЗ (описание объекта закупки).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, Заказчиком в ТЗ указаны товары, поставляемые при выполнении закупаемых работ с указанием требуемых характеристик этих товаров, в том числе:
- винты: номинальный диаметр резьбы: 4_8 мм. Длина винта номинальная: 35_50 мм. Шаг резьбы: крупный и\или мелкий. Тип конца заостренный или притупленный. Номинальный диаметр головки D не более 14,5 мм. Номер крестообразного шлица может быть 2, 3.Твердость винтов не менее 37* HRCэ. Покрытие винта может быть. Условное обозначение марки материала (группы) 01; 04; 10; 12. Вид покрытия: может быть цинковое, цинковое хроматированное. Шаг резьбы Р: не менее 1,5 мм. Глубина шлица не более 3,7* мм;
- камни бортовые марки БР: бетон камней марки БР должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5. (объем не более 0,016 м3, класс бетона по прочности на растяжение при изгибе не менее чем Btb 3,2, марка по морозостойкости от F150), %*, предел прочности цемента при изгибе, сжатии в возрасте 28 сут. требуется не менее 4,4 МПа*,
и так далее.
Также в ТЗ Заказчиком установлено, что все товары, упомянутые в настоящих требованиях, поставляются Заказчику как отдельный объект, с последующей приемкой в течение 5-х рабочих дней.
При этом, пунктом 5.1 проекта контракта установлено, что приемка выполняемых работ осуществляется на предмет соответствия их объема и качества требованиям документации запроса котировок и настоящего Контракта, с использованием ЕИС в соответствии со статьей 94 Закона о контрактной системе.
При завершении выполнения работ (этапа) Подрядчик предоставляет заказчику:
- акт приемки выполненных работ, электронную справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) с приложением к нему документов, предусмотренных проектно-сметной документацией, счета, а также исполнительную документацию.
- в пятидневный срок акт приема передачи товара, товарную накладную, счет фактуру на используемый материал, согласно техническому заданию.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Так, с учетом положений статьи 43 Закона о контрактной системе, в Извещении о проведении Аукциона (раздел "Требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе") установлено, что заявка на участие в Аукционе, помимо прочего, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) - информация о товаре, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
При этом, инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе, также размещенной в составе Извещения о проведении Аукциона, установлено, что:
- случай, когда значение показателя сопровождается символом "*" или фразой "допускается указание диапазонного значения показателя) - допускается указание диапазонного значения показателя, вне зависимости от слов и символов, сопровождающих значение показателя;
- товары и материалы, предлагаемые к поставке при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов при этом характеристики товаров могут быть в рамках (диапазонов или конкретных показателей), указанных стандартов, и не требуются показатели которые нужно проводить по результатам испытаний товаров и требуют наличие товара у участника.
То есть, Инструкция содержит прямое указание на возможность указания в составе первой части заявки на участие в Аукционе диапазонных значений показателей в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к поставке при выполнении работ товара.
Следовательно, участнику закупки не требуется конкретизировать показатели, в случае если у него отсутствует информация об их значении, либо проводить испытания для определения их значений, а в случаях, прямо не описанных в Инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде могут быть указаны в заявке на участие в Аукционе.
Кроме того, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не содержит такого понятия, как избыточные требования к характеристикам поставляемых товаров.
Заказчик самостоятельно формирует объект закупки исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются значимыми и определяющими для него.
Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, вопреки его потребностям.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о соответствии описания требуемых характеристик поставляемых товаров требованиям статьи 33 и пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также о соответствии требований к составу заявки на участие в Аукционе, установленных в Извещении о проведении Аукциона, требованиям статьи 43 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что:
- в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N1, приложении N2 к настоящему приказу (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N126н).
В Извещении о проведении Аукциона к товарам, поставляемым в ходе выполнения закупаемых работ, применен код ОКПД2 32.99.59.000 "Изделия различные прочие, не включенные в другие группировки".
При этом код ОКПД2 32.99.59.000 "Изделия различные прочие, не включенные в другие группировки" содержится в Приложении N1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N126н.
Как указано ранее, в ТЗ Заказчиком установлено, что все товары, упомянутые в настоящих требованиях, поставляются Заказчику как отдельный объект, с последующей приемкой в течение 5-х рабочих дней.
При этом, пунктом 5.1 проекта контракта установлено, что приемка выполняемых работ осуществляется на предмет соответствия их объема и качества требованиям документации запроса котировок и настоящего Контракта, с использованием ЕИС в соответствии со статьей 94 Закона о контрактной системе.
При завершении выполнения работ (этапа) Подрядчик предоставляет заказчику:
- акт приемки выполненных работ, электронную справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) с приложением к нему документов, предусмотренных проектно-сметной документацией, счета, а также исполнительную документацию.
- в пятидневный срок акт приема передачи товара, товарную накладную, счет фактуру на используемый материал, согласно техническому заданию.
То есть, при закупке работ в рамках рассматриваемого Аукциона Заказчиком также предусмотрена поставка ряда товаров, указанных в ТЗ.
Однако, в нарушение требований части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N1, приложении N2 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N126н.
Таким образом, действия должностного лица АМС г.Владикавказ, выразившиеся в размещении в ЕИС Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурентных способов участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой VI, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Однако, Заявитель на заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих, что вышеуказанное нарушение повлияло на результат определения исполнителя и нарушило права и законные интересы потенциальных участников рассматриваемой закупки, в связи с чем Комиссией принято решение предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчику не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия муниципального заказчика - УБиО АМС г.Владикавказ при проведении электронного аукциона N0310300026222000222 на выполнение работ по благоустройству общественной территории г. Владикавказ.
2. Признать УБиО АМС г.Владикавказ нарушившим требования части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА202-11/22 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица УБиО АМС г.Владикавказ, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 9 ноября 2022 г. N А202-11/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022