Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в присутствии представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова" (далее - СОГУ им.К.Л.Хетагурова, Заказчик) в отсутствие гр. Е надлежащим образом уведомленного о времени о месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу гр.Е на действия государственного заказчика - СОГУ им.К.Л.Хетагурова при проведении электронного аукциона N0310100007222000008 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли учебного корпуса N7 ФГБОУ ВО "СОГУ" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
01 ноября 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба гр.Е на действия СОГУ им.К.Л.Хетагурова.
Заявитель считает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к составу заявки на участие в аукционе, а именно, в приложении к аукционной документации "Требования к заявке", Заказчиком неправомерно установлено: "для участия в электронном аукционе заявка на участие в электронном аукционе должна содержать выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, которая утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N86, срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи". Однако, Федеральный закон от 30 декабря 2021 года N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отменил выписку из реестра членов СРО как документ, подтверждающий членство в саморегулируемой организации и право осуществлять соответствующую деятельность.
Не согласившись с доводами жалобы СОГУ им.К.Л.Хетагурова представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
26 октября 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) СОГУ им.К.Л.Хетагурова разместило извещение о проведение электронного аукциона N0310100007222000008 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли учебного корпуса N7 ФГБОУ ВО "СОГУ" (далее - Извещение), в том числе техническое задание (далее - ТЗ).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, не допускается.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В разделе 10 Извещения Заказчиком установлены требования к участникам электронного аукциона:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:
а) участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, при этом СРО, в которой состоит Участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Вместе с тем, в соответствии с частями 4-5 статьи 55.17 Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", (изложенной в новой редакции):
- саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах;
- сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
То есть, с 01.09.2022 года отсутствует требование документа, подтверждающего членство индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации.
То есть, в нарушение части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе, закупочная документация содержит требование о предоставлении в заявке на участие в закупке документов, предоставление которых не требуется в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, действия должностного лица СОГУ им.К.Л.Хетагурова, выразившиеся в размещении в ЕИС Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурентных способов участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой VI, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Однако, Заявитель на заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих, что вышеуказанное нарушение повлияло на результат определения исполнителя и нарушило права и законные интересы потенциальных участников рассматриваемой закупки, в связи с чем Комиссией принято решение предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчику не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу гр. Е на действия государственного заказчика - СОГУ им.К.Л.Хетагурова при проведении электронного аукциона N0310100007222000008 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли учебного корпуса N7 ФГБОУ ВО "СОГУ".
2. Признать СОГУ им.К.Л.Хетагурова нарушившим требования части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА201-11/22 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица СОГУ им.К.Л.Хетагурова, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 9 июня 2022 г. N А201-11/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022