Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "ГенСтройПроект" Яковлева Юрия Анатольевича, Федотова Антона Николаевича путем видеоконференции,
от заказчика - КГКУ "Единый заказчик капитального строительства Алтайского края" Митрохиной Александры Владимировны,
от уполномоченного органа - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Олюниной Екатерины Викторовны путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "ГенСтройПроект" на действия комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0817200000322012928 "Выполнение работ по разработке проектной документации "г. Барнаул, ремонтно-реставрационные работы здания объекта культурного наследия, расположенного по адресу: ул. Льва Толстого, д. 32" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "ГенСтройПроект" (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении закупки N 0817200000322012928 "Выполнение работ по разработке проектной документации "г. Барнаул, ремонтно-реставрационные работы здания объекта культурного наследия, расположенного по адресу: ул. Льва Толстого, д. 32".
Заявитель считает, что его заявка неправомерно была отклонена конкурсной комиссией в связи с непредоставлением им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, поскольку данное требование было установлено незаконно заказчиком: требование не относится к проектным организациям, а только к подрядным организациям, данный акт отсутствует у проектной организации и может быть никогда не подписан заказчиком ввиду невыполнения подрядных работ по осуществлению ремонтно-реставрационных работ. Представитель заявителя пояснил, что организация, разработавшая проектную документацию, имеет преимущественное право на осуществление авторского надзора, вместе с тем, в случае занятости специалистов организации, авторский надзор может осуществляться иной организацией.
Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
22.09.2022 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0817200000322012928 "Выполнение работ по разработке проектной документации "г. Барнаул, ремонтно-реставрационные работы здания объекта культурного наследия, расположенного по адресу: ул. Льва Толстого, д. 32", а также описание объекта закупки, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и пр. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 991 180,00 рублей.
В соответствии с п. 1.1, 1.2 проекта контракта Подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию Заказчика выполнить работу по разработке проектной документации "г. Барнаул, ремонтно-реставрационные работы здания объекта культурного наследия, расположенного по адресу: ул. Льва Толстого, д. 32" (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Результатом выполненной работы являются проектная и рабочая документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий (при наличии согласования проектной документации с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия, положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, положительного заключения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости объекта).
Согласно извещению, п. 1.2.7.2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлено требование в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (требования в соответствии с позицией 1 раздела I приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571):
Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Опытом исполнения договора, предусмотренным настоящим разделом, считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные разделом "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Документы, подтверждающие соответствие участника конкурса данным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;
4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке от 13.10.2022 г. заявка N 112749255 была отклонена членами комиссии Ошкуковой Н.Н. и Шатиловой М.Н. по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 12 статьи 48 ФЗ 44-ФЗ в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 ФЗ 44-ФЗ. Участником закупки не представлена информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ 44-ФЗ. В соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ 44-ФЗ к участникам закупки установлено требование в соответствии с позицией 1 раздела 1 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571. Представленные документы в подтверждение опыта, предусмотренного позицией 1 раздела 1 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов), не соответствует положениям графы "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" по позиции 1 раздела 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, а именно: не представлен акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Членами комиссии Лукьянчиковой Н.В., Мироновой Н.В., Кутищевой Н.Л., Полянской Л.П. данная заявка была признана соответствующей, в связи с чем большинством голосов членов комиссии заявка в итоге была признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов закупки от 14.10.2022 г. победителем закупки был признан участник с заявкой N 112749255 ( ООО "ГенСтройПроект").
20.10.2022 г. Комиссией по контролю в сфере закупок УФАС по Алтайскому краю была рассмотрена жалоба ООО "ПСК "РЕСТЮНИОН" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0817200000322012928 "Выполнение работ по разработке проектной документации "г. Барнаул, ремонтно-реставрационные работы здания объекта культурного наследия, расположенного по адресу: ул. Льва Толстого, д. 32", по результатам которой было установлено, что заявка N 112749255 (ООО "ГенСтройПроект") должна быть отклонена в виду непредоставления акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, предоставление которого предусмотрено позицией 1 раздела I приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, п. 1.2.7.2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке.
Конкурсной комиссии уполномоченного учреждения было выдано предписание N 31 (022/06/49-758/2022) от 20.10.2022 г. об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, повторном рассмотрении заявки на участие в закупке в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения N 022/06/49-758/2022 от 20.10.2022 г.
Предписание N 31 (022/06/49-758/2022) от 20.10.2022 г. конкурсной комиссии уполномоченного учреждения было исполнено.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке от 31.10.2022 г. заявка с номером 112749255 была отклонена всеми членами комиссии по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в виду непредставления акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно протоколу подведения итогов закупки от 31.10.2022 г. победителем закупки был признан участник с заявкой N 112754179 ( ООО "ПСК "РЕСТЮНИОН").
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 1 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации к участникам закупки на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия), при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительному требованию:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;
4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Комиссией установлено, что в составе заявки участника закупки N 112749255 оператором электронной площадки заказчику был направлен контракт N АМК-А1 от 07.06.2019 г. на оказание услуг по разработке проектной документации по капитальному ремонту здания - объекта культурного наследия на сумму 4 276 500,00 руб., заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе ( контракт из реестра контрактов ЕИС N 2301504526419000004), при этом акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия отсутствует в составе заявки.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ) ( далее - Закон об объектах культурного наследия") сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ч. 5 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.
Частями 7 и 8 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия предусмотрено, что после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ч. 11 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 4 Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 приемка работ проводится при участии в обязательном порядке лиц, осуществлявших научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за их проведением.
Согласно форме акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденной приказом Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 (приложение к приказу N 4) данный акт подписывается научным руководителем, а также представителем лица, осуществляющего авторский надзор.
На основании изложенного, лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, является научным руководителем проведения таких работ и осуществляет авторский надзор за их проведением, участвует в приемке выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, подписывает соответствующий акт.
Таким образом, такое лицо осведомлено о факте приемки работ по сохранению объекта культурного наследия в связи с чем объективные причины невозможности получения копии такого акта отсутствуют.
Рассмотрев довод заявителя о том, что организация, разработавшая проектную документацию, не всегда имеет возможность осуществлять авторский надзор, в виду занятости специалистов, Комиссия считает, что данное обстоятельство лежит вне области правового регулирования и является обстоятельством, связанным исключительно с организацией хозяйственной деятельности юридического лица.
Заявителем не представлено доказательств объективной невозможности получения копии акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Заявителем фактически оспаривается правомерность установления заказчиком требований о предоставлении оспариваемого акта.
Вопреки доводам заявителя о необоснованности требования по предоставлению акта приемки работ по сохранению объекта культурного наследия в случае выполнения работ по разработке проектной документации, Комиссия установила, что проектные работы относятся к работам по сохранению объектов культурного наследия, в связи с чем Комиссия не находит каких-либо исключений из положений ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, п. 1 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571.
Представитель заявителя нормативно-правовое обоснование своей позиции не представил.
Таким образом, заявка N112749255 правомерно была отклонена всеми членами комиссии. В действиях членов комиссии отсутствуют нарушения требований п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "ГенСтройПроект" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 ноября 2022 г. N 022/06/48-820/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022