На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ОДОТСЗН г. МОСКВЫ" законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: оказание услуг по предоставлению санаторно-курортного лечения (по путевкам) в 2023 году отдельным льготным категориям граждан, проживающим в городе Москва в санатории для лечения ишемической болезни сердца, болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением, болезней нервной системы, а также сопутствующих заболеваний, являющихся профильными для санатория (санатории Черноморского побережья Республика Крым) (реестровый N0373200041522001301), оказание услуг по предоставлению санаторно-курортного лечения (по путевкам) в 2023 году отдельным льготным категориям граждан, проживающим в городе Москва в санатории для лечения артропатии, артрозов, других поражений суставов, а также сопутствующих заболеваний, являющихся профильными для санатория (санатории Черноморского побережья Республика Крым) (реестровый N0373200041522001303).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок Д.А Аносова,
Членов Комиссии:
Е.Н. Бекасовой - специалиста первого разряда отдела проверок государственных закупок,
И.А. Полякова - специалиста-эксперта разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии представителей ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ОДОТСЗН г. МОСКВЫ": Т.С. Сигачевой (доверенность от 24.08.2022 NД-ФАС/23/22), А.В. Барамыкова (доверенность от 24.08.2022 NД-ФАС/24/22), в отсутствие представителей ОЛЦ "Северный", о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/57601/22 от 14.11.2022,
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве поступили обращения ОЛЦ "Северный" (вх. NN72502-ЭП/22 от 26.10.2022, 72847-ЭП/22, 72886-ЭП/22, 72871-ЭП/22, 72883-ЭП/22 от 28.10.2022) (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ОДОТСЗН г. МОСКВЫ" (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов на оказание услуг по предоставлению санаторно-курортного лечения (по путевкам) в 2023 году отдельным льготным категориям граждан, проживающим в городе Москва в санатории для лечения ишемической болезни сердца, болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением, болезней нервной системы, а также сопутствующих заболеваний, являющихся профильными для санатория (санатории Черноморского побережья Республика Крым) (реестровый N0373200041522001301), оказание услуг по предоставлению санаторно-курортного лечения (по путевкам) в 2023 году отдельным льготным категориям граждан, проживающим в городе Москва в санатории для лечения артропатии, артрозов, других поражений суставов, а также сопутствующих заболеваний, являющихся профильными для санатория (санатории Черноморского побережья Республика Крым) (реестровый N0373200041522001303).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение законодательства о контрактной системе при проведении вышеуказанных конкурсов.
Заявитель обжалует действия комиссии об осуществлении закупок Заказчика, выразившиеся в признании заявки не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупок по результатам рассмотрения заявок.
Комиссией Управления установлено, что оздоровительно лечебный центр-пансионат "Северный" является филиалом Акционерного общества "Производственное объединение "Севмашпредприятие".
Согласно протоколам рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытых конкурсах в электронной форме от 18.10.2022 NИЭОК1 по процедурам N0373200041522001301, N0373200041522001303 заявки
Заявителя (идентификационный номер 5 по процедуре N0373200041522001301, а также идентификационный номер 2 по процедуре N 0373200041522001303) признаны не соответствующими требованиям документации и Закона о контрактной системе на следующем основании: "п.1 ч.12 ст.48 N44-ФЗ - Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом N44 ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 N44 ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки: Общее решение членов комиссии: отклонена на основании: п.1 ч.12 ст.48 N44-ФЗ - Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом N44 ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 N44 ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно: участник не предоставил "решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки" подписанное участниками общего собрания акционеров согласно п. 21 ст. 14 Устава АО "ПО "СЕВМАШ" и копии выписки из ЕГРЮЛ, приложенных участником к заявке на конкурс".
В соответствии с п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с подпунктом "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе заявок Заявителя представлен файл поименованный как "решение об одобрении крупной сделки 2022".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вторые части заявок Заявителя содержат документ "решение об одобрении крупной сделки 2022", который в свою очередь размещен на электронной площадке в разделе "решение о согласии на совершение или о последующем совершении крупной сделки". При этом следует отметить, что данный раздел на электронной площадке содержит следующие пояснения: "заполняется документом, в котором содержится информация о решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, либо копия данного решения в соответствии с пп. м) п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе".
Ввиду того, что согласно пп. м) п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе такое решение прикладывается в составе второй части заявки только в случае если такое требование установлено законодательством или учредительными документами юридического лица, или по решению участника такая сделка является крупной, комиссией Заказчика при рассмотрении заявок было принято решение о рассмотрении представленного документа в установленном порядке, так как в иных случаях, согласно требований действующего законодательства о контрактной системе, такое решение в составе заявки не прикладывается.
Также представитель Заказчика пояснил, что предполагается, что Заявитель при подаче заявки действует разумно и добросовестно, надлежащим образом исполняет условия и требования законодательства Российской Федерации при подаче заявки на участие в конкурентных процедурах в рамках Закона о контрактной системе, что подтверждается предоставлением документа "решение об одобрении крупной сделки 2022" в соответствующем отдельном разделе электронной формы аппаратно-программного комплекса электронной площадки заявки Заявитель. При рассмотрении документа "решение об одобрении крупной сделки 2022" комиссией Заказчика было установлено, что он подписан генеральным директором М.А. Будниченко. Вместе с этим, комиссией заказчика были изучены и другие представленные в составе заявки документы. Так, согласно представленной в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ, единственным учредителем Заявитель является АО "Объединенная судостроительная корпорация". В тоже время согласно п.п. 21 п.14.2 ст. 14 представленного в составе заявки Устава "принятие решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 79 Федерального закона "Об акционерных обществах" относится к компетенции общего собрания акционеров. Таким образом, представленный документ, подписанный ненадлежащим лицом, не может быть принят закупочной комиссией Заказчика в качестве документа, подтверждающего согласно пп. м) п.) ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе предоставление в составе заявок на участие в закупках решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта является крупной сделкой. Кроме того, указанный документ не содержит необходимого решения и исходя из его содержания был выдан директору Заявителя в целях согласования единоличного исполнительного органа Заявителя принятия участия в соответствующих закупочных процедурах в рамках Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления отмечает, что в силу ч.1 ст.78 Федерального закона от 26.12.1995 N208 "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
1) связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, которое повлечет возникновение у общества обязанности направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
2) предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
Также согласно ч.1 ст.79 Закона об акционерных обществах на совершение крупной сделки должно быть получено согласие совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, в случае если для акционерного общества сделка не является крупной, то согласие получать не требуется.
Комиссией Управления установлено, что файл из заявок Заявителя, поименованный как "решение об одобрении крупной сделки 2022" квалифицирован комиссией об осуществлении закупок Заказчика как документ, являющийся решением об одобрении крупной сделки.
Комиссией Управления установлено, что вышеуказанный документ содержит следующее:
"Акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (АО "ПО "Севмаш") в лице генерального директора Будниченко Михаила Анатольевича рассмотрело письмо от 11.01.2021 N 01-10/04 и сообщает следующее:
В соответствии с п. 8 части 2 ст. 61 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки, в том числе решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки.
Акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" не возражает против участия филиала АО "ПО "Севмаш" Оздоровительно - лечебного центра - пансионата "Северный" (улица Аллея Дружбы, дом 66, поселок городского типа Заозерное, город Евпатория, Республика Крым) в электронных аукционах, открытых конкурсах и получения аккредитации участника электронного аукциона, с максимальной суммой одной сделки 100 000 000 (сто миллионов рублей), проводимой в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.".
Согласно ч.4 ст.79 Закон об акционерных обществах принятие решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров и не может быть отнесено уставом общества к компетенции иных органов общества.
В решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся стороной (сторонами) такой сделки, выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет крупной сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.
В решении о согласии на совершение крупной сделки могут не указываться сторона сделки и выгодоприобретатель, если сделка заключается на торгах, а также в иных случаях, если сторона такой сделки и выгодоприобретатель не могут быть определены к моменту получения согласия на совершение такой сделки.
Положения абзаца третьего настоящего пункта не применяются к сделкам акционерных обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный указом Президента Российской Федерации об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также акционерных обществ, 50 и более процентов акций которых находятся в собственности Российской Федерации и (или) в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении этим обществом ("золотая акция").
Решение о согласии на совершение крупной сделки может также содержать указание на минимальные и максимальные параметры условий такой сделки (верхний предел стоимости покупки имущества или нижний предел стоимости продажи имущества) или порядок их определения, согласие на совершение ряда аналогичных сделок, альтернативные варианты условий такой сделки, требующей согласия на ее совершение, согласие на совершение крупной сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно.
В решении о согласии на совершение крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий крупной сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.
Крупная сделка может быть совершена под отлагательным условием получения одобрения на ее совершение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления квалифицирует документ, поименованный - "решение об одобрении крупной сделки 2022", не как решение об одобрении крупной сделки, а как документ для получения аккредитации участника закупки на элеронной торговой площадке. По своему содержанию данный документ не обладает признаками решения об одобрении или о совершении крупной сделки, поскольку в представленном решении отсутствует указание на предмет крупной сделки и иные ее существенные условия.
Кроме того, из п.п. 21 п.14.2 ст. 14 Устава АО "ПО "СЕВМАШ" следует, что к компетенции общего собрания акционеров относятся, в том числе, вопросы принятия решений о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 79 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Одновременно с этим на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не доказан тот факт, что для участия Заявителя в закупочных процедурах N0373200041522001301, N0373200041522001303 требуется представление в составе заявок решений об одобрении крупных сделок.
Из состава обращения Заявителя также следует, что согласно положениям Устава АО "ПО "СЕВМАШ", а именно п.7.1 "Уставный капитал Общества составляет 14 087 681 000 (четырнадцать миллиардов восемьдесят семь миллионов шестьсот восемьдесят одна тысяча) рублей", что также указывает на то обстоятельство, что данному участнику закупки не требуется представление решений о крупных сделках в составе заявок, с учетом того, что начальная (максимальная) цена (далее - НМЦК) закупочной процедуры N0373200041522001301 составляет 13 152 060,00 рублей, НМЦК закупочной процедуры N0373200041522001303 - 26 304 120,00 рублей.
Таким образом, не принимая выводы комиссии об осуществлении закупок Заказчика, Комиссия Управления руководствуется содержанием спорного документа, из которого следует, что данный документ не является решением об одобрении крупной сделки.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что решения комиссий об осуществлении закупок Заказчика о признании заявок
АО "ПО "СЕВМАШ" не соответствующими требованиям извещений об осуществлении закупок по основаниям, отраженным в протоколах рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытых конкурсах в электронной форме от 18.10.2022 NИЭОК1 по процедурам: N0373200041522001301, N0373200041522001303, являются неправомерными и приняты в нарушение ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях конкурсных комиссиях ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ОДОТСЗН г. МОСКВЫ" выявить нарушения положений ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку по результатам проведения закупок заключены Государственные Контракты и восстановление законных прав и интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.А. Аносов
Члены Комиссии Е.Н. Бекасова
И.А. Поляков
Исп.Аносов Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 ноября 2022 г. N 077/06/99-17055/2022 (ключевые темы: участники закупок - решение об одобрении крупной сделки - государственный кадастровый учет - санаторно-курортное лечение - общее собрание акционеров)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022