рассмотрев жалобу ИП Дзуцевой К.В. и материалы дела N027/06/106-1527/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП Дзуцевой К.В. на действия заказчика - КГБУЗ "Краевой клинической центр онкологии" Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Микроскоп хирургический общего назначения, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N0122200002522006949).
По мнению заявителя, извещение, документация о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Микроскоп хирургический общего назначения, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N0122200002522006949) составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Доводы Заявителя жалобы о незаконности действий заказчика, уполномоченного органа по существу сводятся к следующему.
1. В извещении, документации о проведении электронного аукциона неправомерно не установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 878);
2. Заказчиком нарушены требования постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 145).
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Извещение N0122200002522006949 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 02.11.2022.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: поставка медицинских изделий: Микроскоп хирургический общего назначения, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Дата начала срока подачи заявок - 02.11.2022.
Дата окончания срока подачи заявок - 10.11.2022.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 10.11.2022.
Дата подведения итогов - 14.11.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта: 13 136 853,33 рублей.
От уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края поступил отзыв по существу жалобы ИП Дзуцевой К.В., в соответствии с которым уполномоченный орган считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу ИП Дзуцевой К.В., с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России в извещении о проведении данного электронного аукциона установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств (в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минфина России N126н) (Приложение N2); ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 102).
В извещении о проведении электронного аукциона установлен код каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) 26.70.22.150-00000072 "Микроскоп хирургический общего назначения" (является медицинским изделием)".
Согласно сведениям КТРУ, позиция с кодом 26.70.22.150-00000072 имеет связь с кодом ОКПД2 26.70.22.150 "Микроскопы оптические".
По мнению заявителя ввиду того, что в реестр российской радиоэлектронной продукции включена продукция с кодом ОКПД2 26.70.2 (приборы оптические прочие и их части), установленным в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком неправомерно не установлено в извещении и документации о проведении электронного аукциона ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878.
Признавая указанный довод заявителя необоснованным Комиссия Хабаровского УФАС России исходила из следующих обстоятельств.
В случае если поставляемый товар включен в перечень, являющийся приложением к постановлению Правительства РФ N878, то на него распространяются положения указанного постановления. При этом необходимо отметить, что в соответствии с примечанием к перечню отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства РФ N102, при применении указанного перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД 2, так и наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, при осуществлении закупки медицинского изделия иностранного происхождения Постановление N102 применяется при совпадении кода ОКПД2 и наименования вида указанного медицинского изделия с кодом ОКПД2 и наименованием вида медицинского изделия согласно Перечню.
Объектом закупки является: медицинское изделие: микроскоп хирургический общего назначения, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, код КТРУ 26.70.22.150-00000072.
Данное оборудование подпадает под действие ограничений допуска, установленных постановлением Правительства РФ N102 и постановлением Правительства РФ N878.
В постановление Правительства РФ N 878 включен укрупненный код ОКПД2 "26" с наименованием радиоэлектронной продукции "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен запрет на допуск сроком на 2 года)".
В постановление Правительства РФ N102 включен уточненный код ОКПД2 26.70.22.150 и указано наименование вида медицинского изделия "Микроскопы оптические".
Принимая во внимание специфику объекта закупки, а также наличие особого порядка установления национального режима для медицинских изделий, учитывая положения вышеперечисленных постановлений, в извещении об осуществлении закупки, документации об аукционе установлены ограничения и условия допуска продукции в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N 102.
Установление в извещении об осуществлении закупки, документации об аукционе ограничений одновременно в соответствии с постановлением Правительства РФ N102 и постановлением Правительства РФ N878 невозможно ввиду разных механизмов реализации таких ограничений, предусмотренных указанными постановлениями.
Вышеуказанный вывод Комиссии Хабаровского УФАС России согласуется с позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 27.05.2020 N 24-03-07/44426.
Ввиду установления в документации о проведении электронного аукциона ограничения и условия допуска продукции в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N 102, размещение заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878 не требуется, в связи с чем указанный довод жалобы Заявителя также отклоняется как необоснованный.
2. Согласно п. 1,2 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; 2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.ч. 5, 6 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 1 постановления Правительства N 145) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 2 постановления Правительства N145).
В силу подп. "б" п. 2 Правил N 2 постановления Правительства N145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно п. 4 Правил N 2 постановления Правительства N145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений Правил N 2 постановления Правительства N 145 следует, что при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренным каталогом заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога.
В силу п. 5 Правил N 2 постановления Правительства N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
П. 6 Правил N 2 постановления Правительства N145 определено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая позиция каталога: 26.70.22.150-00000072 "Микроскоп хирургический общего назначения" (является медицинским изделием)".
В Технической части определены сведения об объекте закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара. Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Признавая довод заявителя об описании заказчиком объекта закупки в нарушение требований постановления Правительства N 145 необоснованным, Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из следующих обстоятельств.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России в Техническую часть помимо характеристик товара, предусмотренных позицией каталога по позиции, определенной в извещении о проведении электронного аукциона включены дополнительные характеристики товара, в отношении которых по каждому пункту дополнительных характеристик в Техническое задание включено обоснование необходимости использования таких характеристик.
Комиссия Хабаровского УФАС России, проанализировав характеристики объекта закупки, указанные в Технической части приходит к выводу о том, что в Технической части содержатся характеристики товара, соответствующие описанию, предусмотренному каталогом по позиции, определенной в извещении о проведении электронного аукциона, а также дополнительные характеристики, необходимость указания которых в Технической части обоснована спецификой деятельности заказчика и потребности в медицинских изделиях, способствующих своевременному и качественному оказанию пациентам медицинской помощи. Указанное свидетельствует о соблюдении заказчиком требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Отклоняя доводы Заявителя, Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что в силу Правил N 2 постановления Правительства N145, заказчику руководствуется запретом на установление дополнительных характеристик в случае применения ограничений, установленных постановлением Правительства РФ N878. Учитывая, что в рассматриваемом случае соответствующие ограничения не применяются, заказчик обладает правом на установление дополнительных характеристик.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Дзуцевой К.В. на действия заказчика - КГБУЗ "Краевой клинической центр онкологии" Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Микроскоп хирургический общего назначения, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N0122200002522006949) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 ноября 2022 г. N 7-1/289
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022