Резолютивная часть объявлена 10.11.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.11.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Михайлова О.Н.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А.- Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Малахов К.О. по доверенности Nб/н от 23.11.2021;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Велько О.Н. по доверенности Nб/н от 15.02.2022;
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Абдуллина А.С. по доверенности N158 от 01.03.2022,
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 03.11.2022 N11381/22, на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N20, Уполномоченного органа - Администрация города Сургута, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0187300006522002045) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 03.11.2022 N11381/22, на действия Заказчика, Уполномоченного органа, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0187300006522002045).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
Заказчик в пункте 21 описания объекта закупки установил требование о наличии у сотрудников охраны справок об отсутствии судимости.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 21 приложения 1 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0187300006522002045, по требованию заказчика исполнитель обязан в течение 3 рабочих дней представить заказчику надлежащим образом заверенные исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране, в том числе справку об отсутствии судимости.
Требования о предоставлении копии справок об отсутствии судимости по запросу заказчика установлены разделом "Порядок и условия оказания услуг" приложения 1 к извещению, то есть предъявляются непосредственно к исполнителю по контракту, а не к участникам закупки.
Требования к участникам закупки определены извещением о проведении электронного аукциона и не содержат условия о предоставлении справок об отсутствии судимости.
Закон о контрактной системе, определяя правила описания объекта закупки, не регламентирует формирование (содержание) предмета контракта, его существенных условий. Руководствуясь принципом свободы договора, закрепленным в п. 2 ст. 1, пп. 1, 2, 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, на положениях которого в том числе основывается Закон о контрактной системе, заказчик вправе включить в проект контракта любые не противоречащие закону условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Таким образом, требование к исполнителю по контракту о предоставлении копии справок об отсутствии судимости по требованию заказчика, изложенное в описании объекта закупки, не нарушает положения Закона о контрактной системе. Данный вывод подтверждается судебной практикой, а именно Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 N 08АП-13976/14.
Таким образом, поскольку действующим законодательством не установлен запрет требовать документы (в том числе справку об отсутствии судимости) у непосредственного исполнителя услуг по контракту, заказчик вправе выставить такие требования.
Само по себе требование, предусматривающее обязанность исполнителя предоставить после заключения контракта соответствующие справки, не должно рассматриваться как противоречащее действующему законодательству и ограничивающее конкуренцию.
Кроме того, Верховный Суд РФ в Определении от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2 указал, что исходя из буквального толкования ст. 351.1 Трудового кодекса РФ, ограничение (запрет) к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал таких организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними.
Учитывая, что местом оказания услуг определен пост охраны, расположенный непосредственно в образовательном учреждении, охранники исполнителя будут иметь возможность контакта с несовершеннолетними. В целях исключения контактов несовершеннолетних с лицами, на которых в соответствии с действующим законодательством распространяются вышеуказанные ограничения, в описание закупки было включено оспариваемое требование.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным.
Жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 03.11.2022 N11381/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 03.11.2022 N11381/22, на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N20, Уполномоченного органа - Администрация города Сургута, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0187300006522002045) необоснованной:
2. Предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: О.Н. Михайлова
Ю.А. Петухова
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 ноября 2022 г. N 086/06/33-1584/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022