Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 15 ноября 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Система" на положение извещения о проведении электронного аукциона на услуги по аренде специальных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения (регистрационный номер: 1239-А-ГЗ) (номер извещения:0157200000322001105) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
27.10.2022 уполномоченным органом по заданию Заказчика объявлен электронный аукцион на услуги по аренде специальных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения (регистрационный номер: 1239-А-ГЗ) (номер извещения:0157200000322001105).
Извещение N0157200000322001105 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 27.10.2022 15:01.
Начальная (максимальная) цена контракта - 80 300 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 07.11.2022 09:00 (с учетом внесенных изменений).
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
06.11.2022 года (вх.N623-ЭП/22) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 10.11.2022 года в 12 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N623-ЭП/22 от 06.11.2022).
1.В пункте 32 Приложения N2 к описанию объекта закупки Заказчик указал диапазон температур окружающего воздуха от минус 55 до 60, что является необоснованным и приводит к ограничению количества участников закупки.
2. В пункте 16 Приложения N2 к описанию объекта закупки Заказчик указал требование о возможность установки комплексов на существующие опоры дорожного освещения, а также использования в передвижном и мобильном режиме, что является необоснованным и приводит к ограничению количества участников закупки.
3. Положение пункта 4.5 описания объекта закупки противоречит порядку установленному частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе, поскольку только путем проведения экспертизы возможно установить работоспособность комплекса.
4. В пункте 28 Приложения N2 к описанию объекта закупки установлено, что пределы допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени комплекса относительно шкалы UTC(SU), мкc. - не более 5, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 57144-2016, так как данный показатель погрешности представляет собой диапазон +/- 3 сек (от -3 до +3 сек).
5. Согласно пункту 3 описания объекта закупки содержит указание на сопутствующие работы, услуги, перечень, сроки выполнения, требования к выполнению. Указанные требования Заказчика ограничивают круг потенциальных участников закупки, так как заказчиком не определено количество необходимых источников питания и опор, в связи с чем потенциальный участник не имеет возможности сформировать предложение которое отвечало бы требованиям и потребностям заказчика в полной мере.
6. Заказчиком не установлены запреты и ограничения допуска, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Представитель Заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения исх.N3315 от 09.11.2022, исх.NКЗ-21-231 от 09.11.2022, в материалах дела):
1. Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является его правом. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Заказчиком изучены открытые источники, а именно реестр федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, в котором содержатся сведения о всех комплексах фото-видео фиксации, зарегистрированных как средства измерения: https://fgis.gostru/flmdmetrologv/registrv/4. По данным из реестра под требования Заказчика по температурному режиму подходит как минимум несколько комплексов: Орлан 3.0 (от -55 до +65), кордон Про.М (от -55 до +60), азимут 4 (от -60 до +65), Лобачевский (от -60 до +65), стрелка-Плюс (от -60 до +85), АТОМ ИС (от -60 до +60).
Кроме того, об отсутствии какого - либо ограничения при описании товара, используемого для оказания услуг, свидетельствует 7 (семь) допущенных до аукциона заявок.
2. Заказчиком внесены изменения в п.16 Приложения N2 к Описанию объекта аренды, а именно "возможность установки комплексов на существующие опоры дорожного освещения, а также использования в передвижном и мобильном вариантах". Данное условие подразумевает размещение комплекса фотовидеофиксации на треногах, либо на крыше служебного автомобиля, а не работу комплекса в мобильном режиме. По данным из реестра под требования Заказчика по режиму мобильности, подходит как минимум несколько комплексов: Орлан 3.0, Кордон Про.М, ОРАКУЛ-ИНСАЙТ, Лобачевский, Стрелка-Плюс.
3. Заказчик не проверяет результаты работы, а получает автоматизированный отчет. Корректность материалов на соответствие стандартам и ГОСТам проверяется непосредственно ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Псковской области.
4. Согласно пункту 5.5 ГОСТ 57144-2016 пределы допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) не должны превышать +/- 3 с. Требования, предъявляемые Заказчиком, не противоречат требованиям ГОСТ, так как не превышают значений установленных данным пунктом. Они лишь дополняют его и улучшают требования государственного стандарта.
Данное требование установлено для обеспечения повышения точности измерений времени конкретного комплекса, что позволит формировать обоснованную правовую базу для вынесения постановлений об административном нарушении. Со времени принятия ГОСТ Р 57144-2016 производители комплексов фотовидеофиксации улучшили очень многие технические характеристики оборудования по сравнению с требованиями ГОСТ.
По данным из федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, под требования Заказчика по допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени, подходит как минимум несколько комплексов: Орлан 3.0, Кордон Про.М, ОРАКУЛ-ИНСАЙТ, АТОМ ИС
5. На основании и в строгом соответствии с актом комиссионного обследования рубежа контроля, согласованными с Заказчиком и ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Псковской области, Исполнитель разрабатывает необходимую документацию и выполняет работы по установке СТСАФНПДД. После выполнения вышеуказанных требований определяются конкретные опоры или места, где их необходимо установить комплексы фотовидеофиксации. Описание объекта закупки не ограничивает круг потенциальных участников, при создании технического задания, заказчиком использованы стандартные требования для данного вида закупки. По результатам проведения электронного аукциона, в процедуре приняло участие 7 (семь) различных компаний, падение в ходе торгов составило 17 процентов, что свидетельствует о том, что техническое задание составлено максимально корректно, и позволяет участникам рынка принять участие в конкурентной процедуре.
6. Постановление N1236 не установлено, поскольку предметом контракта является аренда СТСАФНПДД, а не приобретение товара.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
По доводам 1,2,4,5: Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Таким образом, в соответствии с требованиями, указанными в частях 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Заказчик при рассмотрении жалобы по существу обосновал свою потребность в спорных характеристиках (п.32, п.16, п.28) и предоставил подтверждение возможности участия в закупки минимум двум производителям Орлан 3.0 и Кордон Про.М.
При этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки.
Более того, по смыслу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, если указанные в описании объекта закупки требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и направлены на определение потребностей Заказчика, они могут быть признаны не нарушающими законодательство. Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников торгов.
Исследовав и оценив описание объекта закупки, в том числе описание СТСАФНПДД, Комиссия установила, что в целях оказания услуги по предоставлению информации со специальных технических средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, участником закупки может стать любое лицо, если оно имеет в пользовании на законном основании комплексы СТСАФНПДД, по характеристикам отвечающие потребностям Заказчика.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался потребностями и им не нарушены положения Закона о контрактной системе.
По доводу 3: Пунктом 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пункт 4.5. Описания объекта закупки регламентирует работоспособность и функционирование подсистемы в период оказания услуг аренды.
При этом, под работоспособностью и функционированием подсистемы в период аренды понимается функционирование подсистемы с установленными в п. 4.1 и п. 4.2 настоящего Описания объекта закупки рабочими функциями и параметрами.
Критерием работоспособности и функционирования является наличие информации о проезде ТС со СТСАФНПДД через рубеж контроля и в системе фотовидеофиксации нарушений ПДД на территории Псковской области.
Неработоспособным признается СТСАФНПДД, с которого в течение 140 часов в месяц отсутствует передача данных о проезде ТС (при условии наличия возможности проезда на участке контроля), а также фотоматериалы, переданные со СТСАФНПДД, имеют признаки некорректной работы, указанные в п. 4.2 настоящего Описания объекта закупки, по результатам обработки материалов в ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Псковской области.
Согласно пункту 1.1. проекта контракта Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по аренде специальных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения (далее -, услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные ему услуги надлежащего качеств в соответствии с требованиями, установленными в Приложении N1 к Контракту (Описание объекта закупки) и оплатить их стоимость, в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Из анализа описания объекта закупки следует, что конечным результатом услуги будет являться получение информации о нарушениям правил ПДД в зонах контроля.
Таким образом, довод Заявителя о проверки СТСАФНПДД на основании положения статьи 94 Закона о контрактной системе, является ошибочным и находит своего подтверждения.
Довод 6: Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Пунктом 2 (1) Постановления N1236 определено, что для целей применения пункта 2 Постановления N1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Вместе с тем, предметом аукциона является оказание услуг по аренде СТСАФНПДД, а не поставка товара.
Комиссия соглашается с позицией Заказчика, изложенной в ходе заседания Комиссии о том, что поставка программного обеспечения и выполнение обязательств, предусмотренных в подпунктах а-г пункта 2 (1) Постановления N1236 в рамках исполнения контракта, заключаемого по итогам аукциона, не предусмотрены.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии Псковского УФАС и в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода не представил, считает данный довод необоснованным.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Система" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 15 ноября 2022 г. N 060/06/33-445/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022