Резолютивная часть решения оглашена 11 ноября 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16 ноября 2022 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управлением автомобильных дорог Псковской области" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в Общества с ограниченной ответственностью "Топливно- энергетическая компания КРЕДО" (адрес: 301246, Тульская Область, р-н Щекинский, г. Щекино, ул. Пирогова, д. 43, зд. литер д; ИНН 7118019390), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку угля (номер извещения: 0857200000222000408),
УСТАНОВИЛА:
03 ноября 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Топливно- энергетическая компания КРЕДО" (адрес: 301246, Тульская Область, р-н Щекинский, г. Щекино, ул. Пирогова, д. 43, зд. литер д; ИНН 7118019390), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку угля (номер извещения: 0857200000222000408).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 11 ноября 2022 года в 09 часов 30 минут, с учетом перерыва объявленного 10.11.2022, в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0857200000222000408 о проведении электронного аукциона - 26.08.2022 10:01.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 6 741 680,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.09.2022 NИЭА1 подано 3 (три) заявки, победителем признана заявка ООО "Топливно- энергетическая компания КРЕДО" (N51) снижение на 22%.
5) 22.09.2022 Заказчиком заключен государственный контракт с ООО "Топливно- энергетическая компания КРЕДО", с ценой контракта составляет 5 258 510,40 (Пять миллионов двести пятьдесят восемь тысяч пятьсот десять) рублей 40 копеек (до 07.10.2022 года).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта поставщик обязуется поставить Заказчику уголь (далее Товар) с характеристиками, в количестве и по ценам, указанным в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), которая является неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик принять и оплатить Товар в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно пункту 4.1. контракта поставка товара производится Поставщиком в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Контракту в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня заключения Контракта.
Спецификация (Приложение N1 к контракту):
N п/п |
Наименование товара, код товара по КТРУ, страна происхождения Товара |
Характеристики |
Количество, тн |
Место поставки товара |
Цена за единицу, руб. |
Сумма, руб. |
||||||||||||||
1 |
Уголь 05.10.10.000-00000026
Страна происхождения Товара: Республика Казахстан, Российская Федерация |
|
486,1 |
АБЗ: Псковская область, Псковский район, д. Подборовье, км 263 км автодороги Р-23 "Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель-Республикой Беларусь" |
6864,00 |
3336590,40
1448304,00 |
||||||||||||||
211,0 |
АБЗ: Псковская область, Бежаницкий район, д. Рытово, км 4+500 автодороги Иванькино-Семенкино-Рытово |
|||||||||||||||||||
ИТОГО |
697,1 |
|
|
4784894,40 |
Спецификация (для оплаты за счет средств бюджетных учреждений)
N п/п |
Наименование товара, код товара по КТРУ, страна происхождения Товара |
Характеристики |
Количество, тн |
Место поставки товара |
Цена за единицу, руб. |
Сумма, руб. |
||||||||||||||
1 |
Уголь 05.10.10.000-00000026
Страна происхождения Товара: Республика Казахстан, Российская Федерация |
|
69,0 |
АБЗ: Псковская область, Псковский район, д. Подборовье, км 263 км автодороги Р-23 "Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель-Республикой Беларусь" |
6864,00 |
473616,00 |
||||||||||||||
ИТОГО |
69,0 |
|
|
473616,00 |
Приемка товара регламентируется разделом 5 контракта, и включает в себя следующие этапы:
1 этап - проверка качества на соответствие условиям настоящего Контракта (проверка наличия сертификатов, деклараций, паспортов на поставляемый Товар, отбор проб для проведения лабораторных испытаний);
2 этап - проверка количества в местах приемки Товара АБЗ Заказчика.
Приемка поставленного Товара осуществляется уполномоченными представителями Заказчика или специально созданной приемочной комиссией, которые действуют от имени и в интересах Заказчика с участием Поставщика или его уполномоченных представителей.
Для проверки соответствия поставленного Товара условиям Контракта Заказчик вправе, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации (Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ) обязан привлечь экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного Товара по настоящему Контракту.
Для проведения экспертизы поставленного Товара эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Заказчика и Поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта и отдельным этапам исполнения Контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке поставленного Товара, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
При приемке Товара по качеству Заказчик вправе осуществить выборочную проверку качества Товара. В случае если при осуществлении выборочной проверки обнаружен Товар (часть Товара), качество которого не соответствует требованиям Контракта, результаты такой проверки распространяются на всю поставку.
Приемка Товара по количеству производится на основании предоставленных Поставщиком товарно - сопроводительных документов. Представители Заказчика проверяют соответствие объема, указанного в товарно - сопроводительных документов фактически поставленному объему.
Если при приемке Товара будет обнаружена недостача, то Заказчик вправе отказаться от приемки Товара или принять Товар с отражением недопоставки в Акте приема-передачи. Поставщик обязан осуществить допоставку Товара в сроки, установленные п. 4.1. настоящего Контракта, а при нарушении сроков поставки - в согласованные с Заказчиком сроки. При этом Поставщик несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с разделом 7 настоящего Контракта.
Приемка Товара по качеству производится в точном соответствии с установленными для данного вида Товара стандартами, условиями поставки, другими обязательными для Сторон правилами.
Поставщик, в срок не позднее двух рабочих дней с момента поставки, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
а) идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о Поставщике, единицу измерения поставленного товара;
б) наименование поставленного товара;
в) наименование страны происхождения поставленного товара;
г) информацию о количестве поставленного товара;
д) стоимость исполненных Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара;
ж) иную информацию.
К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке.
При отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара Заказчик в течение 20 рабочих дней с момента доставки Товара Поставщиком подписывает структурированный документ о приемке Товара (отдельного этапа исполнения Контракта) в единой информационной системе в сфере закупок, к которому прилагаются скан-копии: товарной (товарно-транспортной) накладной, счета, счета-фактуры. После этого Товар считается переданным Поставщиком Заказчику.
Документы о приемке формируются и направляются Заказчику с использованием единой информационной системы в сфере закупок в виде структурированного документа о приемке.
При выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 5.7. Контракта, отказывает в приемке Товара, подписывает в единой информационной системе в сфере закупок мотивированный отказ от приемки, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
Датой приемки Товара считается дата подписания Заказчиком структурированного документа о приемке в единой информационной системы в сфере закупок.
30.09.2022 Общество предоставило удостоверение о качестве угля (исх.N42) без указания характеристики угля по параметру "Обогащение".
03.10.2022 Общество предоставило удостоверение о качестве угля (исх.N42) с указанием ДПК обогащенный, а также предоставлен сертификат соответствия РОСС RU.HA32.H00155 со сроком действия по 25.05.2021 г, при этом товар не соответствует по показателям характеристик "обогащение" и "фракция".
10.10.2022 (исх.N2964) Заказчик направил Обществу требование о необходимости произвести замену товара , в срок до 20.10.2022.
14.10.2022 Общество (исх.N14/10/22-1) уведомило Заказчика о несогласии с несоответствием товара, ссылаясь на ответ производителя о предварительном контроле качества угля и соответствие его ГОСТ Р59256-2020. Предлагает соразмерно уменьшить цену поставленного по контракту угля.
19.10.2022 Заказчик (исх.N3091) повторно сообщил о необходимости замены товара и необходимости произвести погрузку и вывоз товара.
20.10.2022 Общество (исх.N20/10/22-1) снова выразило не согласие с несоответствием поставленного товара.
21.10.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом согласно сведениям из ЕИС (раздел документы о приемке) счет на оплату N347 и N348, а также счета- фактуры датированы 21.10.2022 года. Отказано в приемке 28.10.2022 года.
24.10.2022 Заказчик (исх.N681) сообщает о не принятии товара и требует в течении 5 рабочих дней вывезти товар. Предупреждает о возможности взимание платы за ответственное хранение.
25.10.2022 Общество (исх.N25/10/22-3) сообщает о несогласии с решением об одностороннем отказе и требованием вывезти товар.
03.11.2022 в ЕИС размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.3 контакта Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть Контракт в следующих случаях:
неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков поставки Товара, предусмотренных Контрактом.
в случае существенных нарушений Поставщиком требований к качеству Товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.
в случае осуществления поставок не качественного Товара, если поставщик, получивший уведомление, в установленный срок не выполнил требование о поставке не качественного Товара.
если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому Товару или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика.
21.10.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.11.2022 в ЕИС размещены сведения о расторжении контракта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно пояснений Общества товар поставлен, по наиболее важным характеристикам: зольность, влага, низшая теплота сгорания уголь соответствует. Заказчик отбор проб не производил, однако по заключению эксперта N050-03-00205 от 27.10.2022 товар соответствуют ГОСТ 32464-2013.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия, изучив представленные сторонами документы приходит к выводу о наличии спора между сторонами по качеству товара, что является самостоятельным гражданско-правовым спором.
При этом, сделать вывод о виновном уклонении от исполнении контракта, данные материалы не позволяют, поскольку фактически поставка осуществлена на момент рассмотрения в полном объеме. Доказательств намерения Обществом поставить товар, не соответствующий требованиям контракта в материалы дела не представлено.
Частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.
На основании представленные в материалы дела документы Комиссия Псковского УФАС России усматривает в действиях ООО "Топливно- энергетическая компания КРЕДО" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1.Сведения, предоставленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управлением автомобильных дорог Псковской области" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Топливно- энергетическая компания КРЕДО" (адрес: 301246, Тульская Область, р-н Щекинский, г. Щекино, ул. Пирогова, д. 43, зд. литер д; ИНН 7118019390), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку угля (номер извещения: 0857200000222000408), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении директора Общества.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 16 ноября 2022 г. N РНП 060/95-442/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2022