Резолютивная часть решения оглашена "14" ноября 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено "17" ноября 2022 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N7 "Золотая рыбка" (далее - МБДОУ "Детский сад N7 "Золотая рыбка", Заказчик) - ,
комитета государственного заказа Тамбовской области - ,
общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Илир" (далее - ООО ЧОО "Илир-24", Заявитель) - ,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Илир" на действия организатора совместных торгов МБДОУ "Детский сад N7 "Золотая рыбка" при проведении аукциона в электронной форме N 0164200003022003421 на оказание охранных услуг, и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 21.10.2022 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовал извещение N 0164200003022003421 о проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг.
Организатор торгов - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N7 "Золотая рыбка". Заказчиками являются 14 дошкольных образовательных учреждений Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 385 884,16 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 08.11.2022 в 07:00 часов.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.11.2022 на участие в закупке подано 4 заявки. Заявитель также участвовал в рассматриваемом электронном аукциона. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 41,24%.
Заявитель, считая извещение о проведении электронного аукциона несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, довод Заявителя, письменные пояснения Заказчика, Уполномоченного органа, заслушав представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель считает, что Заказчиком установлены незаконные требования о наличии у сотрудников охраны справок об отсутствии судимости, справок из психдиспансера и личных медицинских книжек.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, считает его необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В Российской Федерации частная охранная деятельность регулируется Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности".
В соответствии со статьей 11.2 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Лицензия содержит вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.
Согласно статье 11.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:
1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;
2) не достигшие восемнадцати лет;
3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;
5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
7) не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве частного охранника либо представившие документ о квалификации, по результатам профессионального обучения для работы в качестве частного охранника, со дня выдачи которого прошло более пяти лет;
8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной органом внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа;
9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;
10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;
11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
12) повторно привлеченные в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
13) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
14) состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
Таким образом, как указано в статье 11.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности", частный охранник - это гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией, при этом действующим законодательством не предусмотрено ограничений возрасту, кроме как достижение 18-ти летнего возраста, для лиц, получающих или получивших правовой статус частного охранника.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1010н от 11.12.2015 "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций" установлены особые условия допуска к работе охранников, а именно: наличие личной медицинской книжки с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.
Данный приказ является действующим, подлежит применению в образовательных организациях.
Заказчиком в п.3.4 Технического задания (приложение N 2 к контракту) установлены, в том числе, следующие требования:
- обеспечивать наличие у сотрудников Исполнителя (за счет Исполнителя):
действующей медицинской книжки с заключением медицинских специалистов;
справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования;
справки из психдиспансера.
В пункте 3.5 Технического задания Заказчиком указан перечень копий документов, предоставляемых Исполнителем по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней в соответствии с п. 2.1.4. контракта:
- удостоверение частного охранника;
- личная карточка охранника.
- документ, подтверждающий наличие высшего профессионального образования у руководителя Исполнителя.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений извещения о проведении аукциона, Заказчик установил требования об обеспечении наличия у сотрудников охраны документов, указанных в пункте 3.4 Технического задания, а не передачу их Заказчику после заключения контракта.
При этом, исходя из положений Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" оспариваемые Заявителем документы необходимы для приобретения правового статуса частного охранника, т.е. они имеются в наличии у сотрудника охраны.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что рассмотренные действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Техническом задании к извещению о проведении аукциона требований о наличии действующей медицинской книжки с заключением медицинских специалистов, справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования и справки из психдиспансера, не нарушают права и законные интересы участников закупки.
Данные требования установлены Заказчиком с целью обеспечения надлежащего оказания охранных услуг исполнителем, и не влечет отклонение заявки участника от участия в закупке, не ограничивает количество участников закупки.
2. Заявитель указывает, что Заказчикгом неправомерно установлено требование об обеспечении осуществления мер реагирования на поступающую с объекта сигнальной информации путем направления группы быстрого реагирования в составе не менее двух охранников.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод Заявителя, приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные правила использования указанного каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
На основании подпункта "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, Правила использования каталога в безусловном порядке обязывают заказчиков использовать описание товара и его характеристики в случае их включения в позицию КТРУ закупаемого товара. Также Правила допускают использование заказчиками дополнительной информации и характеристик сверх установленных в КТРУ, но с соблюдением требований ст. 33 Закона о контрактной системе и п. 6 Правил.
Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком при планировании и осуществлении закупки, указании наименования объекта закупки и описании закупаемого товара, использован каталог товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и выбрана 80.10.12.000-00000003 позиция каталога "Услуги частной охраны (выставление поста охраны)".
В позиции 80.10.12.000-00000003 каталога товаров, работ и услуг имеется, в том числе, характеристика, которая является обязательной к применению: "Использование мобильной группы - да".
На рассмотрении дела представители Заказчика сообщили, что выбранная позиция 80.10.12.000-00000003 каталога товаров, работ и услуг содержала обязательную характеристику о наличии у исполнителя мобильной группы, но при этом, потребность в её наличие у Заказчика отсутствует, так как у Заказчика заключен договор на охрану объекта и имущества с использованием технических средств охраны, и с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию с вневедомственной охраной Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав каталог товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенный на сайте единой информационной системы в сфере закупок, пришла к выводу, что указанный каталог имеет позицию 80.10.12.000-00000002 "Услуги частной охраны (выставление поста охраны)", которая соответствует объекту закупки и потребностям Заказчика и при этом, без наличия мобильной группы.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что Заказчиком при проведении рассматриваемой закупки неверно выбрана позиция каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что нарушает ч.6 ст.23, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Рассмотренные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на порядок отбора победителя рассматриваемой закупки, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Илир" обоснованной в части довода N 2 настоящего решения.
2. Признать Заказчика (организатора совместного аукциона) - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N7 "Золотая рыбка" нарушившим ч. 6 ст. 23, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 17 ноября 2022 г. N 068/06/33-647/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2022