Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2022 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок управления ____.., членов Инспекции: заместителя начальника отдела контроля закупок ____.., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок - ____..,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "Марикон" (далее также - ООО "Марикон", Подрядчик, общество) - обеспечило участие в рассмотрении сведений директора Слояна Г.С., представителя по доверенности ____.,
заказчик - государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Детский дом музыкально-художественного воспитания имени Винокуровой Нины Николаевны" (далее также - ГБУ ЯО "Детский Дом МХВ им. Винокуровой Н.Н.", Заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении сведений представителей по доверенности ____.., ____..,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные государственным бюджетным учреждением Ярославской области "Детский дом музыкально-художественного воспитания имени Винокуровой Нины Николаевны" в отношении ООО "Марикон", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, ГБУ ЯО "Детский Дом МХВ им. Винокуровой Н.Н.", порядка расторжения контракта от 20.07.2022 N 37 на выполнение работ по ремонту крыши и стен гаража, расположенного по адресу: Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Салтыкова- Щедрина, д. 78, заключенного с ООО "Марикон", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 09.11.2022 N 185/22,
УСТАНОВИЛА:
08.11.2022 г. в Ярославское УФАС России заказчик, ГБУ ЯО "Детский Дом МХВ им. Винокуровой Н.Н.", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "Марикон", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия государственного контракта от 20.07.2022 N 37 на выполнение работ по ремонту крыши и стен гаража, расположенного по адресу: Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Салтыкова- Щедрина, д. 78.
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
20.07.2022 государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Детский дом музыкально-художественного воспитания имени Винокуровой Нины Николаевны", в лице директора Калининой Марины Валентиновны, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Заказчик", с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "Марикон", именуемый в дальнейшем "Подрядик", в лице директора Слоян Грачья Сиабандои, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые "Стороны", на основании протокола результата запроса цен по закупке от 19.07.2022 г. и в соответствии с п.5 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключили контракт N 37 (далее контракт от 20.07.2022 N 37, контракт).
Пунктом 1.1 раздела 1 контракта предусмотрено, что предметом контракта является выполнение работ по ремонту крыши и стен гаража, расположенного по адресу: Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Салтыква-Щедрина, д. 78 в соответствии с Техническим заданием, требованиями нормативных правовых актов, регулирующих порядок и качество выполнения такого вида работ.
Согласно пункту 2.1 контракта цена контракта составляет 465 000 (четыреста шестьдесят пять) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
Разделом 3 контракта установлено следующее:
3.1 Срок выполнения работ: 25 рабочих дней с даты заключения контракта.
3.2. Место выполнения работ: Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Салтыкова Щедрина, д. 78, гараж.
На основании пункта 4.1 контракта Подрядчик обязан:
4.1.1. Выполнить работы в объеме и в сроки, просмотренные контрактом согласно Техническому заданию (приложение N 1 к контракту) и сдать результат работ Заказчику.
4.1.12 В ходе выполнения работ оформлять и предоставлять Заказчику:
- общий журнал работ (форма N КС-6) (далее - Журнал) 1 экз.
Журнал должен быть пронумерованный, прошнурованный и скрепленный печатью (при наличии печати). Подрядчик должен вести и хранить его до окончания работ на объекте. Записи в Журнал вносятся с даты начала выполнения работ дол фактического окончания работ на объекте. По окончании работ Журнал передается Заказчика.
В раздел Журнала вносятся следующие записи:
- список инженерно - технического персонала, осуществляющего контроль за выполнением работ;
- сведения о выполнении работ, вносимые ответственным представителем Подрядчика, должны содержать сведения о начале и окончании работы и отражать ход её выполнения;
- описание работ применительно к конструктивным элементам и частям помещений объекта с указанием мест, где выполнялись работы;
- краткие сведения о методах выполнения работ;
- сведения о контроле Заказчика в процессе выполнения работ вносятся ответственным представителем Подрядчика.
Записи в Журнал вносятся в текстовой форме и подписываются ответственными представителями Заказчика и Подрядчика.
- акты освидетельствования скрытых работ - 2 экз.,
- фотофиксацию скрытых работ - 1 экз.,
- документы, подтверждающие качество материалов в соответствии с законодательством Российской Федерации - 1 экз.
4.1.13. В ходе выполнения работ представить к приемке Заказчику работы, подлежащие закрытию и приступать к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ с составлением актов освидетельствования этих работ. В срок не позднее, чем 1 (один) рабочий день до начала приемки скрытых работ, известить Заказчика о необходимости приемки таких работ. Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчиком, то по его требованию Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ, а затем восстановить ее.
4.1.21. Письменно известить (уведомить) Заказчика не позднее даты завершения этапа работ о готовности к сдаче этапа работ и направить Заказчику с использованием единой информационной системы на дату завершения этапа работ для подтверждения объема и качества работ:
- документ о приемке, который должен содержать информацию, указанную в части 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
- документы, прилагаемые к документу о приемке и являющиеся его неотъемлемой частью (акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), счет, счет-фактуру ( в том случае, если Подрядчик является плательщиком НДС).
Согласно пункту 4.3. контракта Заказчик обязан:
4.3.1. Обеспечить допуск персонала Подрядчика согласно поданному списку на объект Заказчика на период выполнения работ.
4.3.2 Контролировать объемы, качество и сроки выполнения работ; о выявленных недостатках в течение последующих 2 (двух) рабочих дней письменно уведомлять Подрядчика и требовать их устранения.
4.3.6. Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4.3.7. Принять результат выполненных работ у Подрядчика при условии отсутствия замечаний к объему и качеству выполненных работ.
В силу пункта 4.4 контракта Заказчик вправе:
4.4.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта, а также современного устранения недостатков.
4.4.3. Проверять ход и качество работ, выполняемых Подрядчиком, не вмешиваясь в его хозяйственную деятельность.
Согласно разделу 5 контракта предусмотрено следующее:
5.1. На дату окончания выполнения работ Подрядик уведомляет Заказчика о готовности к сдаче выполненных работ и предоставляет Заказчику следующие документы: - акт о приемке выполненных работ (форма N Кс-2) в 2-х экз.; - справку о стоимости выполненных работ и затрат (формаN Кс-N) в 2-х экз.; - счет, счет - фактуру (для плательщиков НДС), в 2-х экз.
5.2. Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения документов, указанных в п. 5.1 Контракта осуществляет приемку выполненных работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в Контракте.
5.6. Датой приемки работ, предусмотренных Контрактом, считается дата подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2). Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).
5.8. Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных контрактом, части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу.
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, за исключением случаев, когда привлечение экспертов, экспертных организаций является обязательным.
Таким образом, работы по контракту от 20.07.2022 N 37 должны были быть выполнены в срок до 24.08.2022.
Как было установлено на заседании Инспекции по состоянию на 18.10.2022 работы по контракту не завершены в полном объеме, в связи с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании пункта 9.4 контракта от 20.07.2022 N 37 контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонни отказом Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с соблюдением порядка, предусмотренного положениями ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
18.10.2022 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.07.2022 N 37 (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
18.10.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказчиком по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в контракте (подтверждается документами об отправлении почтового отправления). 28.10.2022 в адрес Заказчика поступила информации о получении Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.07.2022 N 37, в связи с чем указанная дата является надлежащим уведомлением исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями пункта 2 части 12.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.01.09.2022 г.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта подрядчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 08.11.2022.
Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ 08.11.2022 г. в Ярославское УФАС России заказчик, ГБУ ЯО "Детский Дом МХВ им. Винокуровой Н.Н.", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "Марикон", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия государственного контракта от 20.07.2022 N 37 на выполнение работ по ремонту крыши и стен гаража, расположенного по адресу: Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Салтыкова- Щедрина, д. 78.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "Марикон" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта от 20.07.2022 N 37 на выполнение работ по ремонту крыши и стен гаража, расположенного по адресу: Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Салтыкова- Щедрина, д. 78, и обеспечить явку представителя ООО "Марикон" на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "Марикон" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "Марикон" представило письменные пояснения, а также обеспечило участие в рассмотрении сведений директора и представителя по доверенности.
Как пояснил представитель общества, во исполнение условий контракта ООО "Марикон" выполнило следующие виды работ в соответствии со сметой контракта, а именно:
Разборка покрытий кровли из листовой стали, разборка деревянных элементов конструкций крыши обрешетки из брусков с прозорами, разборка деревянных элементов конструкций крыши стропил со стойками и подкосами из досок, разборка деревянных элементов конструкций крыши мауэлатов, устройство пароизолции прокладочной в один слой, изоляция покрытий и перекрытий изделиями из волокнистых и зернистых материалов насухо, установка стропил, устройство кровели различных типов из металлочерепицы.
Всего работы по контракту выполнены на 90 %.
Работы по ремонту стен гаража со стороны автосервиса не выполнены ООО "Марикон" в связи с отсутствием предоставления доступа к месту выполнения работ, поскольку данные работы должны были производиться на территории сторонней организации.
Дополнительно директор ООО "Марикон" отметил, что в случае допуска на территорию сторонней организации, общество гарантирует выполнение работ согласно контракту от 20.07.2022 N 37.
В связи с вышеуказанным выше, Заказчик и Подрядчик на заседании Инспекции пришли к соглашению о заключении нового договора в целях выполнения работ по ремонту стен гаража, расположенного по адресу: Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Салтыкова- Щедрина, д. 78. Все разногласия между сторонами были устранены.
Кроме того, после заседания Инспекции Заказчик направил в адрес Ярославского УФАС России подписанный со стороны Подрядчика и Заказчика контракт от 16.11.2022 N 66 на выполнение работ по ремонту крыши и стен гаража, расположенного по адресу: Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Салтыкова- Щедрина, д. 78. В связи с изложенным, Заказчик не настаивает на включении ООО "Марикон" в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Инспекция Ярославского УФАС России полагает, что в настоящем случае в качестве добросовестного поведения общества следует отметить выполнение работ по разборке покрытий кровли из листовой стали, разборке деревянных элементов конструкций крыши обрешетки из брусков с прозорами, разборке деревянных элементов конструкций крыши стропил со стойками и подкосами из досок, разборке деревянных элементов конструкций крыши мауэлатов, устройству пароизолции прокладочной в один слой, изоляции покрытий и перекрытий изделиями из волокнистых и зернистых материалов насухо, установке стропил, устройству кровели различных типов из металлочерепицы, а также заключение 16.11.2022 нового контракта с заказчиком на выполнение оставшейся части работ (ремонт стен гаража).
Исходя из положений части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. После чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного суда РФ сама по себе часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ направлена - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 922-О, от 20.12.2018 N 3234-О и др.).
Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Фактические обстоятельства дела: выполнение работ по разборке покрытий кровли из листовой стали, разборке деревянных элементов конструкций крыши обрешетки из брусков с прозорами, разборке деревянных элементов конструкций крыши стропил со стойками и подкосами из досок, разборке деревянных элементов конструкций крыши мауэлатов, устройству пароизолции прокладочной в один слой, изоляции покрытий и перекрытий изделиями из волокнистых и зернистых материалов насухо, установке стропил, устройству кровели различных типов из металлочерепицы; соглашение Заказчика и Подрядчика о заключении нового договора в целях выполнения работ по ремонту стен гаража; устранение возникших между сторонами разногласий - свидетельствуют о принятии ООО "Марикон" мер для надлежащего исполнения условий контракта, что, в свою очередь, является основанием для отказа во включении информации о данном подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, государственным бюджетным учреждением Ярославской области "Детский дом музыкально-художественного воспитания имени Винокуровой Нины Николаевны" порядка расторжения контракта от 20.07.2022 N 37 на выполнение работ по ремонту крыши и стен гаража, расположенного по адресу: Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Салтыкова- Щедрина, д. 78, заключенного с ООО "Марикон", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные государственным бюджетным учреждением Ярославской области "Детский дом музыкально-художественного воспитания имени Винокуровой Нины Николаевны" (ИНН 7604041130, ОГРН 1027600679743) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Марикон" (ИНН 7604322892, ОГРН 7604322892), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, государственным бюджетным учреждением Ярославской области "Детский дом музыкально-художественного воспитания имени Винокуровой Нины Николаевны", порядка расторжения контракта от 20.07.2022 N 37 на выполнение работ по ремонту крыши и стен гаража, расположенного по адресу: Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Салтыкова- Щедрина, д. 78, заключенного с ООО "Марикон", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, государственным бюджетным учреждением Ярославской области "Детский дом музыкально-художественного воспитания имени Винокуровой Нины Николаевны", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "Марикон" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: ____.
Члены Инспекции: ____.
____.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 18 ноября 2022 г. N 05-03/259П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022