Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Луна"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Луна" на действия уполномоченного учреждения КГКУ "Примзакупки" (заказчики: КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница"; КГБУЗ "Находкинская городская больница") при проведении аукциона в электронной форме на закупку аппаратов рентгеновских стационарных для рентгенографии цифровые (извещение N 0820500000822006226) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно:
- описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, т. к. установлены дополнительные требования к товару не предусмотренные КТРУ;
- требования к товару влекут ограничение количества участников закупки, т.к. установленным показателям товара соответствует товар одного производителя;
- установлены дополнительные требования к участникам закупки с нарушением Закона N 44-ФЗ.
Уполномоченное учреждение, заказчики не согласны с доводами жалобы, представили письменные пояснения.
Огласив жалобу, заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 23 Закона 44-ФЗ установлено, что наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных данным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу части 6 статьи 23 Закона 44-ФЗ правила использования КТРУ устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 12.04.2018) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно требованиям части 5 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно требованиям части 6 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ N 145).
Из пункта 3 Правил использования КТРУ Постановления Правительства РФ N 145 следует, что применение информации, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения, это право заказчиков, но не обязанность.
С учетом положений пункта 4 Правил использования КТРУ Постановления Правительства РФ N 145 обязанность применения информации, включенной в позицию каталога, возникает у заказчиков с указанной в ней даты начала обязательного применения.
На основании пункта 5 Постановления Правительства РФ N 145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
В п. 7 Правил предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В Извещении об осуществлении закупки указан код ОКПД 2 -26.60.11.113.
Согласно информации официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок раздела Каталог, КТРУ 26.60.11.113-00000098 включено в каталог 01.11.2022 и обязательно применению с 01.01.2023, другие версии являются недействительными на момент формирования извещения о закупке.
При использовании Заказчиками в данном случае кода ОКПД 2 при не наступлении срока обязательности применения КРТУ 26.60.11.113-00000098, положения п.п.4, 5 Правил не применяются.
Следовательно, в действиях заказчиков отсутствуют нарушения требований ч.5 и ч.6 ст.23 Закона N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлена обязанность использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Приморского УФАС России установила, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ по следующим основаниям.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Как следует из установленных Заказчиком требований, описание объекта закупки содержит функциональные, технические и качественные характеристики товара. В описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, что соответствует норме пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик не обязан включать в документацию показатели и значения характеристик, которые бы подразумевали поставку схожего по назначению товара всех возможных производителей.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, являющийся объектом закупки, в полном объеме удовлетворяющий потребности Заказчика, не может быть расценено, как неправомерные действия со стороны Заказчика, поскольку отсутствие такой возможности у хозяйствующего субъекта не свидетельствует о совершении Заказчиком действий, ограничивающих количество участников закупки. Включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих поставщикам, участвующим в закупке, осуществить закупку товара с указанным в аукционной документации техническим заданием в жалобе Заявителем не представлено.
Заказчик не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки, а только конкретизирует предмет закупки.
Законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для нужд заказчика товара в извещении об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы абсолютно всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Комиссия Приморского УФАС России, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае исполнением требований Закона N 44-ФЗ должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Данная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.). При этом вывод, приведенный в указанном Обзоре, называет нарушением именно необоснованное ограничение количества участников до дилеров одного производителя.
Заказчик пояснил, что в связи с тем, что в Каталоге товаров, работ, услуг отсутствует код позиции с характеристиками, подходящими под технические требования к закупаемому Заказчиком виду товара, Заказчиком установлены технические характеристики в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и ГОСТ Р 55772-2021, ГОСТ Р 57084-2016, ГОСТ Р МЭК 60627-2005, которые обусловлены потребностью Заказчика и необходимостью оказания неотложной, высококвалифицированной медицинской помощи пациентам.
Заказчик ориентировался при формировании описания объекта закупки на документы в системе стандартизации, а именно ГОСТ Р 55772-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. КОМПЛЕКСЫ РЕНТГЕНОВСКИЕ ЦИФРОВЫЕ ДЛЯ ПРОСВЕЧИВАНИЯ И СНИМКОВ. Технические требования для государственных закупок". Согласно п. 1 настоящий стандарт устанавливает требования к техническому заданию на цифровые рентгеновские комплексы для целей подготовки и проведения процедур закупки данных медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Конечными пользователями предполагаемого к закупке товара и по совместительству заказчиками электронного аукциона N 0820500000822006226 являются лечебные учреждения:
1.Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Уссурийская центральная городская больница";
2.Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Находкинская городская больница".
Данные учреждения в соответствии с профилем оказывают медицинскую помощь населению, в том числе, с помощью рентгенодиагностического оборудования согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 9 июня 2020 г. N 560н "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований".
Заказчик руководствовался требованиями ГОСТ. Поскольку ГОСТ носит рекомендательный характер и не ограничивает Заказчика в формировании дополнительных требований к объекту закупки при необходимости, Заказчик включил отдельные требования с обоснованием их важности/необходимости.
Также дано обоснование применения иных показателей во исполнение п. 2 ч.1 ст. 33 Закона N44-ФЗ и п. 4.4 ГОСТ Р 55772-2021, ГОСТ Р 57084-2016 "Заказчик вправе включить в ТЗ на закупку МИ требования, не регламентированные настоящим стандартом, если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации. При этом заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные функциональные. технические, качественные и эксплуатационные характеристики".
Например, приведено обоснование требований п. 1.1.1.8, 1.1.1.9, 1.1.2.6, 1.1.2.7, 1.3, 1.3.1, 1.4.2., 1.4.4.,1.4.7, 1.6.1- 1.6.25, 1.8.10-1.8.15.
Пункты 1.1.2.2, 1.1.3.2, 1.1.6.11, 1.1.6.12, 1.2.3.11, 1.2.3.12, 1.6, 1.8.5 имеют в своем составе не только ссылки на соответствующий ГОСТ, но и обоснование применения уточняющих / дополнительных характеристик, что соответствует п. 4.4 ГОСТ Р 55772-2021 и п. 4.4 ГОСТ Р 57084-2016, а также п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Все требования, указанные в Техническом задании клинически обоснованы или, содержат ссылки на соответствующий ГОСТ.
Заявитель не подавал запросов разъяснений на положения извещения, соответственно, настоящая жалоба не преследует цели поставки товара, а нацелена на злоупотребление правом обращения в контрольные органы. Описанию объекта закупки соответствует как минимум два производителя:
- Комплекс рентгеновский диагностический стационарный "Р-500 "Дуограф" по ТУ 9442-048-47245915-2015 АО МТЛ.
- Аппарат рентгенографический цифровой АРЦ-"ОКО" по ТУ 9442-024-11150760-2008 АО "НИПК "Электрон" ФСР 2008/02589.
Пунктом 5 части 4 статьи 105 Закона N 44-ФЗ установлено, что жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Заявителем не приведены доводы указывающие на то, что показателям товара указанным в извещении о проведении закупки соответствует товар одного производителя.
Документальных доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем также не представлены.
Следовательно, Заказчик не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Статьей 25 Закона N ФЗ-44 установлено, что при осуществлении закупки одних и тех же товаров допускается проведение совместного аукциона на основании заключенного в соответствии с настоящей статьей соглашения о проведении совместного аукциона. Минфин России отмечал, что осуществление заказчиком закупок одних и тех же товаров предполагает их идентичность, а именно наличие одинаковых характерных для них основных признаков - функциональных, технических, качественных, а также эксплуатационных характеристик (Письмо Минфина России от 03.03.2020 N 24-01-06/15578).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона N ФЗ-44, если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Данная закупка является совместной, проводимой в соответствии с требованиями ст. 25 Федерального закона N 44-ФЗ, сумма начальных (максимальных) цен контрактов составляет более 20 млн. (26 млн.) рублей. В связи с чем дополнительные требования согласно п. 4 Постановления Правительства от 29.12.2021 N 2571 установлены в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Тем самым заказчик установив дополнительные требования к участникам закупки не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Луна" на действия уполномоченного учреждения КГКУ "Примзакупки" (заказчики: КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница"; КГБУЗ "Находкинская городская больница") при проведении аукциона в электронной форме на закупку аппаратов рентгеновских стационарных для рентгенографии цифровые (извещение N 0820500000822006226) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 17 ноября 2022 г. N 025/06/49-1119/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022