Резолютивная часть решения объявлена 15.11.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.11.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ;
члены комиссии: к;
в отсутствие представителей ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "БРАТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" (далее - заказчик)., ООО """" (далее - заявитель, участник закупки, общество);
в присутствие представителей Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) ;
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на Поставку системы видеонаблюдения, извещение N 0134200000122004997 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении данного электронного аукциона. Так заявитель считает, что заказчик, уполномоченный орган необоснованно не установил в извещении данного электронного аукциона Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" (далее - Постановление Правительства РФ N 1236).
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы, исходя из которых уполномоченный орган не согласен с доводами жалобы.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 28 октября 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона "Поставка системы видеонаблюдения", извещение N 0134200000122004997.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 021 943 руб. 99 коп.
На участие в указанном электронном аукционе подано 2 заявки.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, пояснения уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информациюоб условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно техническому заданию данного электронного аукциона Заказчик закупает систему (комплект) видеонаблюдения.
В извещении данной закупки Заказчиком, уполномоченным органом были установлены:
Ограничение допуска: Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 878).
Условия допуска: Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Постановлением Правительства РФ N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с п. 2 (1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Предметом спорной закупки является поставка системы видеонаблюдения.
Требования к характеристикам (показателям) требуемого заказчику оборудования установлены в техническом задании (часть 2 Извещения).
Проанализировав описание объекта закупки (характеристики требуемого заказчику оборудования), Комиссией установлено, что заказчиком, кроме прочего, проводится закупка в том числе, программного обеспечения (далее также - ПО).
В соответствии с описанием объекта закупки, заказчиком приобретается камера видеонаблюдения (КТРУ: 26.70.13.000-00000004), которая имеет характеристику "HD-формат - Full HD 1080p".
Уполномоченным органом пояснено, что программное обеспечение не является предметом закупки.
Однако, согласно пунктам 3, 4, 5 требований к условиям поставки товара, указанных в техническом задании:
3. Все виды монтажа входят в стоимость товара и осуществляются Поставщиком собственными силами. Никакие дополнительные затраты не допускаются.
За сохранность используемых при выполнении монтажа системы видеонаблюдения материалов, оборудования, изделий, конструкций, комплектующих изделий, строительной техники и механизмов ответственность несет Поставщик.
При монтаже не допускается складирование строительного мусора на Объекте и прилегающей территории. Поставщик обязан вывозить его с Объекта в тот же день.
Ошибки, допущенные в монтаже, Поставщик исправляет за свой счет.
В случае если Заказчиком будут обнаружены некачественно выполненные работы, то Поставщик своими силами и без увеличения стоимости ремонтных работ обязан в согласованный срок переделать эти работы для обеспечения их надлежащего качества.
Все работы должны быть выполнены согласно действующих строительных и пожарных норм и правил, действующих на территории РФ.
4. Срок поставки товара с учетом монтажа - с момента заключения контракта в течение 20 (двадцати) рабочих дней.
5. Система должна осуществлять круглосуточную запись видеоинформации с указанием номера видеокамеры, даты и времени.
Система предусматривает возможность просмотра по сети текущего изображения с видеокамер в любое время суток, без прерывания записи.
Система предусматривает возможность выполнения следующих действий параллельно процессу записи:
1) оперативный поиск и просмотр видеозаписи с заданной камеры за указанный временной интервал в пределах не менее последних 30 суток;
2) сохранение интересующего фрагмента видеозаписи на USB-карте памяти или по сети на жестком диске ПК оператора формате AVI или JPEG.
Наличие указанных работ в описании объекта закупки свидетельствует о наличии программного обеспечения содержащегося в камерах.
Дополнительно Комиссией Иркутского УФАС России также установлено, что в реестре российского программного обеспечения имеются сведения о регистрации программного обеспечения для применения на цифровых камерах видеонаблюдения.
Вместе с тем согласно Извещению, запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии Постановлением Правительства РФ N 1236 в Извещении не установлен, а также не размещено обоснование невозможности применения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства N 1236.
Согласно пункту 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.11.2022 NИЭА1 заявки участников закупки были признаны не соответствующими требованиям извещения данного электронного аукциона, в связи с чем закупка признана несостоявшейся.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Предписание не выдавать;
4. Копии решения направить сторонам по жалобе;
5. отменить процедуру приостановления определения поставщика в части заключения контракта;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России, для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022