Резолютивная часть решения объявлена 16.11.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.11.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
члены Комиссии:
в присутствие представителей ГКУ Иркутской области "ЦЕНТР КОМПЛЕКСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" (далее - Заказчик); ООО "В2 проект" (далее - участник закупки, исполнитель, общество.;
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ООО "В2 Проект" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на "Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция административного здания по ул. Горького, дом 31 в г. Иркутске", извещение N 0134200000121000065, и в результате осуществления проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции от 2 июля 2021 года, действовавшей на момент заключения контракта (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")" (далее - Постановление Правительства N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении исполнителя, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция административного здания по ул. Горького, дом 31 в г. Иркутске", извещение N 0134200000121000065.
Участником закупки представлены пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила следующее.
28 января 2021 года Уполномоченным органом размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция административного здания по ул. Горького, дом 31 в г. Иркутске".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 7 000 000 рублей 00 копеек.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 12.02.2021 N0134200000121000065-3 заявка ООО "В2 проект" признана соответствующей требованиям документации данного электронного аукциона.
24 февраля 2022 года между победителем электронного аукциона и заказчиком был заключен контракт N 4/0065-ЭЗ/21 (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция административного здания по ул. Горького, дом 31 в г. Иркутске" (далее - Работы) в объеме, установленном в Технической документации (Спецификации) (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п. 3.1 Контракта срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: со дня заключения Контракта по 15 декабря 2021 года, согласно Календарному графику выполнения работ (Приложение 3 к Контракту) с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы.
Срок действия контракта в соответствии с пунктом 9.1 Контракта - контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует по 20 декабря 2021 года, но в любом случае до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Заказчиком пояснено, что на текущую дату подрядчик обязательства по контракту не выполнил, а именно, не получено положительное заключение государственной экспертизы на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция административного здания по ул. Горького, дом 31 в г. Иркутске".
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 9.3. Контракта Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
26 октября 2022 года в связи с тем, что по состоянию на эту дату участником закупки не исполнены обязательства по контракту, заказчиком принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 26 октября 2022 года.
Таким образом, датой надлежащего уведомления общества считается 26 октября 2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием Федерального закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Учитывая, что датой надлежащего уведомления заказчиком победителя электронного аукциона об одностороннем отказе от исполнения договора является 27 октября 2022 года, исполнитель в период с 20 октября 2022 года по 07 ноября 2022 года имело право устранить нарушения условий государственного контракта, послужившее основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
По состоянию на 07 ноября 2022 работы в полном объеме, указанном в контракте, исполнителем не выполнены, в связи с чем, контракт, в силу части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 08 ноября 2022 года.
Участником закупки пояснено следующее.
На основании п. 2.1. Технического задания государственного контракта от 24 февраля 2021 года N 4/0065-ЭЗ/21 на разработку проектной и рабочей документации но объекту: "Реконструкция административного здания по ул. Горького, д.31 в г. Иркутске" необходимо выполнить инженерные изыскания в объеме: инженерно-геодезические и инженерно-экологические изыскания. При загрузке в ФАУ "Главгосэкспертиза" требовали раздел инженерно-метеорологических изыскания. Компания ООО "В2 Проект" запросила данные изыскания от Заказчика (письмо N2812/21 от 21.12.2021 г.), ответом получено о отсутствии необходимости выполнения отдельного тома инженерно-гидрометеорологических изыскания, а данные представлены в инженерно-геологических изысканиях.
Однако требования ФАУ "Главгосэкспертизы" о предоставлении данного тома остались неизменны, в связи с чем Обществу приходилось выполнить данный раздел.
При прохождении экспертизы к представленной Заказчиком документации были выставлены замечания от ФАУ "Главгосэкспертиза", о чем Заказчик был информирован письмом N 2706/2022 от 16 июня 2022 г. До конца срока проведения экспертизы со стороны заказчика не была предоставлена откорректированная документация.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно абзацу 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Постановления N 1078 поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссией исследован вопрос о добросовестности ООО "В2 Проект", в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому ООО "В2 проект" исполнено значительное количество контрактов, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, что безусловно свидетельствует о добросовестности ООО "В2 проект", как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "В2 проект" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "В2 проект", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (ред. от 21.03.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "В2 Проект" (ИНН: 2463093895, 660100, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, д. 35, кв. 84, учредителе ООО "В2 Проект" Милкина Ирина Алексеевна ИНН: 245600176172, Штейгер Владислав Владимирович ИНН: 246306615148, лица исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "В2 Проект" Штейгер Владислав Владимирович ИНН: 246306615148 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Копии решения направить Заказчику, участнику закупки.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2022