Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-00, при участии представителей:
- заказчика в лице Министерства цифрового развития и связи Свердловской области
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области,
- заявителя в лице ПАО "МегаФон",
- слушателей,
рассмотрев жалобу ПАО "МегаФон" о нарушении заказчиком в лице Министерства цифрового развития и связи Свердловской области, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на передачу неисключительных прав (лицензии) на использование программного обеспечения в целях формирования графических и статистических отчетов по численности и динамике перемещения населения на территории Свердловской области с выполнением настройки и сопровождения (извещение N 0162200011822003636)
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ПАО "МегаФон" (вх. N 11786-ЭП/22 от 10.11.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Министерства цифрового развития и связи Свердловской области, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на передачу неисключительных прав (лицензии) на использование программного обеспечения в целях формирования графических и статистических отчетов по численности и динамике перемещения населения на территории Свердловской области с выполнением настройки и сопровождения (извещение N 0162200011822003636) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что в действиях заказчика содержится нарушение Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
05.04.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011822003636 на передачу неисключительных прав (лицензии) на использование программного обеспечения в целях формирования графических и статистических отчетов по численности и динамике перемещения населения на территории Свердловской области с выполнением настройки и сопровождения.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 70 189 800,00 рублей.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.
Частью "Описание объекта закупки" извещения установлены, в том числе, следующие требования к товару:
3.1.2 После запуска ПО пользователь попадает на главную страницу. На главной странице ПО должны быть расположены следующие элементы интерфейса:
в левой части - меню выбора графического отчета и настройки фильтров (выбор геоаналитического показателя, типа визуализации, отображаемых территорий, временного периода и других параметров, предусмотренных техническими требованиями);
в правой части - дополнительные элементы управления: инструменты изменения масштаба карты, кнопка экспорта данных, выбор типа территориального деления и т.п.
3.1.3.4 В рабочей области главного экрана ПО пользователь может совершать следующие действия:
выбор территорий: при последовательном нажатии мыши на нескольких территориях с зажатой клавишей Shift; для выбора территорий должно быть также предусмотрено использование соответствующего фильтра в меню настройки фильтров.
3.1.4.1 Меню выбора графического отчета и настройки фильтров должно включать следующие элементы управления:
меню выбора территорий позволяет: выбрать одну или несколько территорий для дальнейшего анализа из открывающегося списка или при помощи функции "лассо"; снять выделение (выбрать все территории); также в меню выбора территорий отображается количество выбранных территорий;
для визуализации типа "две карты в одном информационном окне" меню выбора территорий разделено на две части, позволяющие выбрать территории отдельно в левой и правой части рабочей области главного экрана ПО.
3.1.5. Дополнительные элементы управления главного экрана ПО должны включать следующие инструменты:
настройка прозрачности слоя полигонов: кнопка при нажатии на которую открывается меню настройки степени прозрачности картографического слоя, содержащего полигоны, покрашенные в соответствии со значениями выбранного геоаналитического показателя; степень прозрачности меняется от 0 (полностью прозрачный) до 100 (полностью непрозрачный) и обеспечивает видимость картографической подложки.
Комиссией установлено, что в извещении отсутствует обоснование использования указанных требований при описании объекта закупки, кроме того, на заседании Комиссии представителями Заказчика не представлено документов и сведений, свидетельствующих о соответствии указанным требованиям продукции более одного производителя.
Довод представителей заказчика о получении коммерческих предложений при формировании начальной (максимальной) цены контракта, свидетельствующих о наличии на рынке, как минимум, трех хозяйствующих субъектов, имеющих возможность принять участие в закупке, является несостоятельным, так как в указанных коммерческих предложениях отсутствует информация о предлагаемом к поставке ПО, соответственно у заказчика, Комиссии отсутствует возможность установить правообладателя (производителя) предлагаемого к поставке ПО, и однозначно установить наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям заказчика.
При этом, Комиссия отмечает, что заказчиком не представлено документов, сведений подтверждающих, что требования по визуализации влияют на потребность заказчика.
Визуализация данных и их восприятие носит субъективный характер и не может быть неизменяемой характеристикой. Потребность заказчика заключается в получении информации из программного обеспечения, а не в способе её визуализации, так как визуализация не меняет сути предоставленной информации.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия, не оспаривая право заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в извещении о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае исполнением требований Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчик допустил нарушение ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, проект контракта.
Комиссией установлено, что извещением, размещённым заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в электронной форме, предусмотрен срок исполнения контракта - 22 рабочих дней с даты начала исполнения контракта.
Вместе с тем, согласно п. 1.6. проекта государственного контракта, размещенного заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в составе извещения, также предусмотрен срок оказания услуг -7 (семь) рабочих дней с момента заключения Контракта.
Довод представителей заказчика о том, что "срок оказания услуг" и "срок исполнения контракта" не являются тождественными понятиями, так как срок исполнения контракта включает в себя, в том числе, поставку, приемку, оплату, применение штрафных санкций и прочие взаимодействия сторон, является несостоятельным ввиду того, что срок включающий в себя поставку, приемку, оплату, применение штрафных санкций и прочие взаимодействия сторон, является сроком действия контракта, периодом времени, в течение которого контракт является обязательным для его сторон (ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации N 51-ФЗ от 30.11.1994 г.), который определен п. 10.1 проекта государственного контракта, размещенного заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в составе извещения - с момента подписания контракта уполномоченными представителями сторон до 30 декабря 2022 года, а в части возмещения убытков, выплаты штрафов, неустойки - до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 7, п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении допущены разночтения и не указан корректный срок исполнения контракта.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссией установлено, что закупаемое заказчиком программное обеспечение, согласно требованиям части "Описание объекта закупки" извещения должно обеспечивать формирование по запросу заказчика отчета, в том числе, по территории, определенной заказчиком как Екатеринбургская городска агломерация.
Пунктом 1.6 части "Описание объекта закупки" извещения дано определение Екатеринбургской городской агломерации, а именно, Екатеринбургская городская агломерация - центр экономической системы Свердловской области. В состав Екатеринбургской городской агломерации входят следующие муниципальные образования: Арамильский городской округ Свердловской области; Березовский городской округ; городской округ Верхняя Пышма; муниципальное образование "город Екатеринбург"; городской округ Среднеуральск; Белоярский городской округ; городской округ Верхнее Дуброво; городской округ Дегтярск; городской округ Заречный; городской округ Первоуральск; Полевской городской округ; городской округ Ревда; Сысертский городской округ; городской округ ЗАТО Уральский Свердловской области.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно "Схеме территориального планирования Свердловской области", размещенной на официальном сайте Правительства свердловской области, границы Екатеринбургской городской агломерации включают в себя также Асбестовский городской округ, Рефтинский городской округ, Малышевский городской округ, Новоуральский городской округ.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что у заказчика отсутствует потребность формирования отчетов по территории всей Екатеринбургской городской агломерации, ввиду чего при формировании технических требований он детализировал конкретные муниципальные образования, не указывая общую городскую агломерацию.
Указанный перечень муниципальных образований Свердловской области включен в документацию согласно рекомендаций Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 22.06.2022 N° 09-01-80/4139.
Таким образом, Комиссией установлено, что перечень городов определен заказчиком исходя из своих потребностей, заявителем не представлены доводы и доказательства, что исключение части муниципальных образований из перечня Екатеринбургской городской агломерации нарушает его права и законные интересы, не позволяя принять участие в закупке.
Ввиду вышеизложенного в данных действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ПАО "МегаФон" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Министерства цифрового развития и связи Свердловской области выявлены нарушения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 3 ст. 7, п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Министерства цифрового развития и связи Свердловской области, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, подготовившего и разместившего извещение в единой информационной системе по закупке N 0162200011822003636, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 ноября 2022 г. N 066/06/33-3704/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022