Резолютивная часть решения оглашена 10.11.2022
В полном объеме решение изготовлено 15.11.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Сорокиной Т.А.
Кокшаровой И.О. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Кудимове А.С. (далее - индивидуальный предприниматель, исполнитель), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 27.09.2022 на оказание услуг по перевозке груза автомобильным транспортом (далее - контракт), в присутствии:
- представителя ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области Ибрагимова Б.Г., действующего на основании доверенности от 09.11.2022,
- представителя ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области Криволаповой О.В., действующего на основании доверенности от 09.11.2022,
в отсутствии ИП Кудимова А.С., надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Кудимове А.С.
Согласно представленным документам заказчиком и ИП Кудимовым А.С. 27.09.2022 заключен контракт на оказание услуг по перевозке груза автомобильным транспортом, цена контракта составляет 445 000, 00 рублей.
Решением от 05.10.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения исполнителем обязательств по предоставлению транспортных средств и необходимых документов на водителя, что подтверждается актами N 1-4, составленными заказчиком, указанные обстоятельства послужили основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта и направления сведений в антимонопольный орган.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 8.2 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 Закона о контрактной системе такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
- дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
- дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Так, заказчиком 05.10.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 05.10.2022 направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу: 456510, Челябинская область, Сосновский р-н, ул. Кооперативная, д. 6-1.
Как следует из представленных документов заказчик определил в качестве даты надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта дату, когда заказчик получил подтверждение о вручении подрядчику заказного письма - 20.10.2022 путем отслеживания информации о доставке письма посредством почтового идентификатора (45400667464635). С учетом изложенного, контракт является расторгнутым 01.11.2022 в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены в антимонопольный орган 02.11.2022 с учетом части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ИП Кудимовым А.С. 27.09.2022 заключен контракт N100125738122100113/228 (далее - контракт) по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с использованием единого агрегатора торговли.
Предметом контракта является оказание услуг по перевозке груза автомобильным транспортом, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора возмездного оказания услуг, порядок исполнения которого регламентирован главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, в соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 783 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки оказания услуг.
Согласно спецификации к контракту заказчиком определен срок оказания услуг до 01.12.2022, при этом в указанный срок исполнитель обязан осуществить перевозку 667 ящиков (кровати) 3 рейсами в г. Красноярск, ул. Кишиневская, д. 16А.
При этом, согласно пункту 2.1 контракта перевозчик обязан предоставить транспортное средство под погрузку по заявке отправителя в течение 24 часов с момента подачи заявки.
Как следует из переписки, представленной заказчиком, в адрес исполнителя направлены заявки по электронной почте, указанной в контракте a.kudimov@internet.ru, а именно: заявка N 1 от 27.09.2022 о предоставлении транспорта, а также документов на водителя для оформления доверенности, при этом аналогичные заявки направлены от 29.09.2022, 30.09.2022, 03.10.2022.
Вместе с тем, по результатам направления заявок автотранспорт исполнитель не предоставил, что зафиксировано заказчиком в актах N 1 от 28.09.2022, N 2 от 30.09.2022, N 3 от 03.10.2022, N 4 от 04.10.2022
В связи с неисполнением обязательств по предоставлению автотранспорта для перевозки груза заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду неоднократного нарушения срока оказания услуг со ссылкой на пп. "б" п. 8.3 контракта, статью 782 ГК РФ.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно положениям абзаца 3 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.
Действуя в рамках исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Частью 3 статьи 723 ГК РФ предусмотрено, что если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Из материалов дела следует, что предприниматель не приступил к оказанию услуг на основании заявок, которые неоднократно направлялись заказчиком, в том числе не предоставил транспортные средства, а также документы в отношении лица, который должен перевозить груз, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли хозяйствующего субъекта в части добросовестного исполнения контракта.
Таким образом, предприниматель не исполнил обязательства по контракту, в том числе сведения об объективной невозможности исполнения контракта, что по совокупности обстоятельств подтверждает недобросовестность правового поведения исполнителя.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
При указанных обстоятельствах антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ИП Кудимове А.С. в реестр недобросовестных поставщиков ввиду неисполнения обязательств по контракту, что свидетельствует о недобросовестности действий индивидуального предпринимателя.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области в отношении ИП Кудимова Александра Сергеевича (адрес: 456510, Челябинская область, Сосновский р-н, ул. Кооперативная, д. 6-1, ИНН 743803955230), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Т.А. Сорокина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 ноября 2022 г. N 074/06/104-3074/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022