Резолютивная часть решения оглашена 10.11.2022
В полном объеме решение изготовлено 15.11.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ИП Захаровой С.Т., при участии в дистанционном режиме:
- представителя МКУК "Межпоселенческая централизованная клубная система" Валеевой Э.М., действующего на основании доверенности от 01.11.2022,
- представителя МКУК "Межпоселенческая централизованная клубная система" Хажеевой Л.Р., действующего на основании Приказа N 19-п от 12.09.2022,
- представителя ИП Захаровой С.Т. Кривохижиной Г.А., действующего на основании доверенности от 09.11.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 03.11.2022 поступила жалоба ИП Захаровой С.Т. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку светового оборудования для Дома культуры п. Муслюмово ж.д. ст. (извещение N 0869600050422000007) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 31.10.2022 Муниципальное казенное учреждение культуры "Межпоселенческая централизованная клубная система" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 302 746, 34 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 08.11.2022.
На момент рассмотрения жалобы ИП Захаровой С.Т. контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и указал, что при проведении закупки в нарушение требований законодательства о контрактной системе заказчиком неправомерно определены коды по ОКПД2 не в соответствии с требованиями КТРУ, что привело к неправомерному применению Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878.
В жалобе заявитель также оспаривает условие о неопределенности порядка осуществления монтажа оборудования "под ключ", а также отсутствие обязанности заказчика по передаче схемы размещения оборудования.
Представители заказчика на заседании Комиссии представили письменные пояснения с доводами жалобы не согласились, пояснили, что коды позиции по ОКПД 2, а также описание объекта закупки разработано с учетом потребности заказчика и не соответствует описанию, указанному в позициях КТРУ, в связи с чем объект закупки сформирован с учетом статьи 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, порядок осуществления монтажа оборудования осуществляется подрядчиком самостоятельно, при этом заказчиком не предоставляется схема монтажа оборудования.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В пункте 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Таким образом, в случае если при проведении аукциона закупаемые товары соответствуют описанию позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), а также в отношении такого товара установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878, то описание объекта закупки производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ.
Вместе с тем, возможность выбора кода по КТРУ, равно как и определение предмета закупки, является правом заказчика, которое обусловлено требованиями к приобретаемому оборудованию, необходимому для удовлетворения потребности заказчика.
Так, в соответствии с пунктом 13 Правил разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 07.06.2019 N 733, указано, что определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В извещении о закупке товары отнесены к кодам по ОКПД 2:
- 26.51.82.190 - разъемы типа 1, 2, кабель DMX, тросик страховочный, струбцина, линзовый тубус для профильного прожектора;
- 26.30.11.190 - пульт управления световым оборудованием;
- 27.40.33.130 - профильный прожектор, линзовый прожектор, светодиодная "вращающаяся" голова тип 2, светодиодная "вращающаяся" голова, светодиодный светильник сценических эффектов, прожектор светодиодный, прожектор линейного типа.
Заказчик, установив соответствующие коды по ОКПД2, применил ограничения допуска радиоэлектронной продукции в рамках мер по стимулированию производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878), что соответствует части 3 статьи 14, пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Из технического задания следует, что в отношении прожекторов различного типа указаны характеристики, требуемые заказчику: наличие не менее двух цветов в каждом светодиоде (теплый и белый цвет), в том числе наличие различных цветов излучения, цветовых температур, наличие эффектов и перемещения PAN, TILT.
Так, из анализа единой информационной системы следует, что товары с кодами по ОКПД2 - 26.51.82.190, 26.30.11.190, 27.40.33.130 с учетом характеристик, указанных в техническом задании, в КТРУ не предусмотрены.
Более того, заказчик пояснил, что коды по ОКПД 2: 26.51.82.190 "комплектующие (запасные части), не включенные в другие группировки, не имеющие самостоятельных группировок", 26.30.11.190 "аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки" соответствуют видам закупаемого оборудования (пульт управления световым оборудованием, комплектующие).
Комиссия отмечает, что заказчик, выбирая код по ОКПД2 при формировании извещения о закупке, несет ответственность за правильность отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.
Принимая обстоятельства, установленные по делу, антимонопольный орган не усматривает нарушения в действиях заказчика в части выбора заказчиком кодов по ОКПД2 при проведении аукциона.
2. В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать полную и однозначную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства, и позволяющую определить соответствие товара потребности заказчика.
При рассмотрении жалобы установлено, что в разделе 4 спецификации предусмотрены требования к монтажу оборудования, а именно:
- монтаж оборудования выполняется "под ключ" в соответствии с ПТБ, СНиП, требования производителя и действующим правилам пожарной безопасности в отношении культурно-зрелищных предприятий;
- косметический ремонт монтажных мест.
Вместе с тем, в описании объекта закупки не раскрыто, что включает в себя проведение монтажа "под ключ", в том числе не представляется возможным определить конкретные нормативно-технические документы, в которых указано, что включают в себя работы "под ключ", что не позволяет сделать вывод о порядке осуществления монтажных работ поставщиком оборудования. Более того, в спецификации также не раскрыт объем работ по косметическому ремонту монтажных мест.
Таким образом, в описании объекта закупки не раскрыты требования к порядку осуществления монтажа оборудования, что не позволяет сделать вывод о порядке исполнения обязательств в указанной части, в нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в разъяснении на запрос участника закупки, размещенном в единой информационной системе 07.11.2022, заказчик указывает, что в соответствии с условиями контракта и технического задания, поставщик обязан разработать схемы монтажа оборудования и выполнить монтаж указанного оборудования в соответствии с действующими регламентами по безопасности.
При этом, в соответствии с пунктом 1 спецификации предусмотрено, что поставщик обязуется в течение пяти дней с момента подписания контракта направить своего представителя для осуществления контрольных замеров зала и разработки схемы монтажа оборудования.
Таким образом, доводы заявителя в части отсутствия в описании объекта закупки порядка разработки схемы монтажа оборудования не находят своего подтверждения, так как по условиям спецификации такой монтаж, включая осуществление контрольных замеров зала, осуществляется поставщиком самостоятельно.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией также установлено, что при размещении заказчиком разъяснения положений извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе не указан предмет запроса в нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Захаровой С.Т. на действия заказчика обоснованными в части определения порядка осуществления монтажа оборудования с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 ноября 2022 г. N 074/06/106-3098/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022