Резолютивная часть решения оглашена 11.11.2022
В полном объеме решение изготовлено 16.11.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращения ООО "ЭНЕРГОПРОЕКТСТРОЙ", в присутствии:
- представителя Администрации Миасского городского округа Бирт Л.А., действующего на основании доверенности от 27.04.2022,
- представителя Администрации Миасского городского округа Булдыгина Н.Ю., действующего на основании Приказа N 142-рк от 01.04.2021,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 20.10.2022 поступило обращение ООО "ЭНЕРГОПРОЕКТСТРОЙ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение стационарного наружного электрического освещения участка автодороги (извещение N 0169300035822000310) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 12.10.2022 Администрация Миасского городского округа объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 768 025, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 20.10.2022.
На момент рассмотрения обращения ООО "ЭНЕРГОПРОЕКТСТРОЙ" контракт N 0169300035822000310 от 31.10.2022 заключен с ООО "ЛидерЭнерго".
В обращении указано, что заказчиком неправомерно установлено требование по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части предоставления выписки (копии) из единого государственного реестра недвижимости, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Представители заказчика с доводами, изложенными в обращениях, не согласились, представили письменные пояснения и документы и указали, что предметом закупки является приобретение недвижимого имущества - стационарного наружного электрического освещения участка автодороги, который является сооружением - линейным объектом, что в силу законодательства о государственной регистрации требует регистрации права собственности на недвижимое имущество. В связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен подтвердить право собственности на объект недвижимости путем предоставления выписки (копии) из единого государственного реестра недвижимости.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.
Согласно извещению о закупке, пункту 1.1 проекта контракта поставщик обязуется поставить стационарное наружное электрическое освещение участка автодороги, заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В техническом задании указаны характеристики стационарного наружного электрического освещения участка автодороги:
- протяженность: не менее 799-м - 1 штука;
- вид объекта недвижимости - сооружение;
- назначение: электроосвещение;
- год строительства: 2022;
- адрес объекта: Российская Федерация, Челябинская область, город Миасс, Центральная часть, ул. Колесова (от ул. Ломоносова до дома N21 по ул. Колесова).
Согласно извещению о закупке, подпункту 10 раздела 2 требований к содержанию и составу заявки указано, что участник закупки в подтверждение соответствия пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должен предоставить выписку (копию) из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Таким образом, из описания объекта закупки следует, что предметом контракта является купля-продажа недвижимого имущества (стационарного наружного электрического освещения участка автодороги), зарегистрированного в установленном законом порядке.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком, указанная закупка размещена в целях исполнения судебного решения Миасского городского суда по делу N 2-3181/2014 от 19.09.2014, согласно которому заказчик обязан организовать стационарное наружно электрическое освещение участка автодороги по ул. Колесова (от ул. Ломоносова до дома N21 по ул. Колесова.
Кроме того, в рамках исполнительного производства заказчику неоднократно устанавливались сроки для исполнения требований исполнительного документа (исполнительный лист от 23.10.2014, Постановления о назначении нового срока исполнения от 11.11.2020, 07.04.2021, 07.06.2021).
При этом, между МКУ "Комитет по строительству" и ООО "ЛоторЭнерго" заключен контракт N 14 от 23.11.2018 на разработку рабочей и сметной документации на строительство объекта: стационарное наружное электрическое освещение участка автодороги по ул. Колесова (от ул. Ломоносова до дома N21 по ул. Колесова), вместе с тем из претензии МКУ "Комитет по строительству" от 09.04.2019 (исх. 219) следует, что контракт обществом не исполнен.
Как пояснил заказчик, сведения о проведении закупочных процедур на проектирование, строительство объекта для исполнения судебного решения, отсутствуют.
Так, при проведении оспариваемого аукциона единственным участником закупки признан ООО "ЛидерЭнерго", при этом в составе заявки общества, а также из документов, предоставленных заказчиком, следует, что объект: стационарное наружное электрическое освещение участка автодороги по ул. Колесова (от ул. Ломоносова до дома N21 по ул. Колесова) протяженностью 799 м, зарегистрирован как объект недвижимости 16.05.2022 (правоустанавливающий документ - выписка из единого государственного реестра недвижимости от 16.05.2022).
При этом основанием для регистрации права собственности на объект являются технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 27.04.2022, Постановления Администрации Миасского городского округа Челябинской области N 6520 и N 6521 от 29.12.2021.
Так, из указанных муниципальных правовых актов следует, что ООО "ЛидерЭнерго" предоставлены разрешения на использование земельных участков с номерами: 74:34:1002089:116, 74:34:1002089, 74:34:1002045 в целях размещения линейного объекта: "стационарного наружного электрического освещения участка автодороги по ул. Колесова (от ул. Ломоносова до дома N21 по ул. Колесова)".
Таким образом, ООО "ЛидерЭнерго" осуществлено строительство сооружения, а также оформлено право собственности на указанное сооружение в пределах выделенных земельных участков, право на использование которых предоставлено Администрацией Миасского городского округа в 2021 году.
Так, из условий технического задания, в котором указаны индивидуализирующие характеристики объекта недвижимости: протяженность, вид, назначение объекта, год строительства и адрес объекта следует, что единственным хозяйствующим субъектом, который может принять участие в закупке может только ООО "ЛидерЭнерго", построившее указанный объект до проведения конкурентной процедуры.
При этом, ООО "ЛидерЭнерго", как единственный участник закупки, имело возможность строительства, а в последующем предоставления указанного объекта при проведении аукциона, только при наличии предоставленных разрешений на использование земельных участков, выданных Администрацией Миасского городского округа.
Из представленных документов также следует, что указанные действия по предоставлению земельных участков для строительства объекта совершены заблаговременно до проведения аукциона, что обеспечило обществу возможность построить и зарегистрировать указанный объект, потребность в котором фактически имеется у муниципального образования с 2014 года.
Следует отметить, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта сформировано заказчиком без использования метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), что также свидетельствует о невозможности применения данного метода ввиду отсутствия хозяйствующих субъектов, которые могли бы предложить цены на идентичные или одноименные объекты недвижимости.
Так, в приложении N 2 к извещению указано, что применение указанного метода невозможно, так как товары, планируемые к закупкам, имеются только в единственном числе, которые находятся в собственности ООО "ЛидерЭнерго".
Таким образом, действия заказчика по объявлению аукциона фактически направлены не на приобретение объекта недвижимости, который может быть предложен в рамках конкурентной среды потенциальными участниками закупки, а на выкуп у хозяйствующего субъекта уже построенного стационарного наружного электрического освещения для нужд заказчика, что неизбежно приводит к ограничению количества участников закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, а также могут свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.
Более того, условия извещения о закупке противоречат механизму проведения конкурентной закупки, так как фактически позволяют принять участие в аукционе только одному хозяйствующему субъекту, который построил стационарное наружное электрическое освещение, требуемое заказчику, что также свидетельствует о нарушении принципа эффективности при осуществлении закупок.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки составов административных правонарушений, предусмотренных главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как контракт заключен на день проведения внеплановой проверки.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 ноября 2022 г. N 074/06/99-2954/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2022