Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 17 ноября 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Администрации Кропачевского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация Кропачевского городского поселения, заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" (далее - ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР", Общество, участник закупки, подрядчик), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта N 09/2022 на выполнение работ по ремонту проезжей части ул. Свердлова рп. Кропачево от 04.04.2022, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на ремонт проезжей части ул. Свердлова рп. Кропачево (извещение N 0169300048022000007), в присутствии:
- посредством видеоконференцсвязи - представителя Администрации Кропачевского городского поселения главы Зайнетдинова Урала Рамазановича, действующего на основании распоряжения N 01 от 10.01.2022; слушателя Козловой Алены Вадимовны;
- лично - представителей ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" директора Искояна Самвела Альбертовича, Титова Дмитрия Юрьевича, действующих на основании решения N 33 от 13.10.2020, доверенности N 1 от 11.11.2022.
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 09.11.2022 поступило обращение Администрации Кропачевского городского поселения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР", его участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта N 09/2022 на выполнение работ по ремонту проезжей части ул. Свердлова рп. Кропачево от 04.04.2022, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на ремонт проезжей части ул. Свердлова рп. Кропачево (извещение N 0169300048022000007) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела Администрацией Кропачевского городского поселения объявлен аукцион путем размещения заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 10.03.2022 в 11:34 извещения о проведении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 543 418, 00 рублей.
Протокол подачи ценовых предложений от 23.03.2022.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 17,50 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N извещения 0169300048022000007) от 24.03.2022.
Контракт N 09/2022 на выполнение работ по ремонту проезжей части ул. Свердлова рп. Кропачево заключен 04.04.2022.
Из обращения Администрации Кропачевского городского поселения следует, что подрядчиком обязательства по контракту выполнены ненадлежащим образом. Данное обстоятельство явилось причиной принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" письменных пояснений следует, что Общество не согласно с решением заказчика, считает, что погода не позволяла выполнить работы в сроки, установленные контрактом; работы выполнены 26.07.2022, но заказчиком не приняты.
Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Согласно положениям статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 ГК РФ).
Статьей 729 ГК РФ установлено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.
Между Администрацией Кропачевского городского поселения и ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" 04.04.2022 заключен муниципальный контракт N 09/2022 на выполнение работ по ремонту проезжей части ул. Свердлова рп. Кропачево (далее - контракт).
Согласно пункту 1.2 контракта предметом контракта является: выполнение работ по ремонту проезжей части ул. Свердлова рп. Кропачево (далее - работы). Заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии с техническим заданием и локальным сметным расчетом (Приложения 1,2) являющиеся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Объем выполняемых Работ: в соответствии с Техническим заданием и локальным сметным расчетом (сметой) (пункт 1.2 контракта).
Цена контракта составляет: 2 923 319 (два миллиона девятьсот двадцать три тысячи триста девятнадцать) рублей 90 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС).
Согласно установленному в контракте порядку расчетов оплата фактически выполненных работ осуществляется в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подписания сторонами акта приемки выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), при предоставлении подрядчиком счета-фактуры и/или счета. Авансирования не предусмотрено (пункт 3.2 контракта).
Работы, выполненные подрядчиком с дефектами, с нарушением стандартов, норм и правил или с отклонением от локальной сметы, заказчиком не оплачиваются до устранения нарушений (пункт 3.4 контракта).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик производит оплату по контракту, с учетом положений пункта 9.6. контракта, за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) (пункт 3.5 контракта).
В силу пункта 4.1 контракта заказчик вправе: - требовать надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта от подрядчика (пункт 4.1.1 контракта); - для проверки соответствия качества выполняемых работ привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством (пункт 4.1.5 контракта).
Согласно пункту 4.2 контракта заказчик обязан: осуществлять контроль за исполнением подрядчиком условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4.2.1 контракта); провести экспертизу для проверки предоставленных подрядчиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта (пункт 4.2.12 контракта).
Установленным пунктом 4.3.2 контракта правом заказчика является право требовать своевременной оплаты выполненных работ в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с пунктом подрядчик обязан:
- обеспечить выполнение работ на объекте в соответствии с локальным сметным расчетом и техническим заданием (пункт 4.4.2 контракта);
- предоставлять заказчику оперативные данные, документы и фотосъемку объекта перед началом ремонта, во время выполнения и после завершения производства работ (пункт 4.4.5 контракта);
- в случае приостановки выполнения работ по любой причине (кроме распоряжения заказчика), немедленно уведомить заказчика о возможности наступления события, препятствующего нормальному выполнению работ (пункт 4.4.8 контракта);
- обеспечить: - выполнение ремонтных работ в соответствии с локальной сметой (приложение N2); - качество выполнения работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями; - своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных в ходе выполнения работ, при приемке работ Заказчиком и в течение гарантийного срока эксплуатации результата работ (пункт 4.4.10 контракта).
Согласно пунктам 5.1, 5.2 контракта начало выполнения работ - 16 мая 2022 года; завершение работ - 16 июня 2022 года; место выполнения работ: Челябинская область, Ашинский район, рп. Кропачево, ул. Свердлова.
Контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до 31 декабря 2022 года, а в части оплаты до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту (пункт 12.1 контракта).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в том числе если:
- подрядчик не приступил к исполнению контракта в установленные сроки (пункт 16.3.1 контракта);
- неоднократного нарушения подрядчиком качества при выполнении работ и/или в случае применения некачественных материалов, комплектующих, оборудования. Отказ от устранения или не устранение допущенных подрядчиком недостатков работ в срок, указанный заказчиком в письменном уведомлении, либо допущение не согласованных с заказчиком отступлений от технического задания или нормативно-правовых актов, либо фактическое неисполнение предписаний заказчика, изложенных в письменном уведомлении, в течение срока, определенного заказчиком или недостатки работ являются существенными и неустранимыми (пункт 16.3.2 контракта);
- непредставление результатов работ, предусмотренных контрактом, в сроки окончания работ, установленные графиком выполнения работ, либо представление результатов работ с недостатками, не позволяющими заказчику осуществить их приемку, при срыве сроков более чем на 5 рабочих дней (пункт 16.3.3 контракта).
- в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 16.3.4 контракта).
В пункте 7 технического задания (Приложение N 1 к контракту), определяющем требования по качеству работ, указано, что ровность покрытия после ремонта проверяется при помощи трехметровой рейки. Зазоры под ней не должны превышать 3 мм. После выполнения работ должны проводиться лабораторные испытания вырубок асфальтобетонного покрытия.
Пункт 9 технического задания (Порядок сдачи и приемки результатов работ) устанавливает, что в случае обнаружения дефектов после приемки объекта в эксплуатацию исправление дефектов проводится за счет подрядчика.
В материалах дела представлена переписка между заказчиком и Обществом по вопросам, касающимся исполнения контракта.
Просьба о продлении сроков выполнения работ по контракту до 30 июня 2022 года изложена Обществом в письме N 3 от 23.05.2022.
Согласно письму N 439 от 26.05.2022 Администрация Кропачевского городского поселения в рамках муниципального контракта N 09/2022 от 04.04.2022 уведомила ОГКУ "Челябинскавтодор", что подрядчик ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" приступил к выполнению работ с 25.06.2022 по объекту ремонт проезжей части ул. Свердлова в рп. Кропачево.
Письмом от 17.06.2022 N 527 заказчик, сославшись на положения контракта, отразил факт невыполнения подрядчиком работ по состоянию на 17.06.2022, попросил в кратчайшие сроки выполнить работы по контракту.
Фотоотчет от 30.06.2022 от Общества заказчику свидетельствует о том, что подрядчиком начато подметание дороги.
Согласно договору поставки N 01/07 от 01.07.2022 ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" закупил у ООО "Юрюзанские камни" асфальт.
Счет на оплату N 11, подписанный руководителем и бухгалтером ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" в одном лице, датирован 25.07.2022.
Согласно протоколу лабораторных испытаний N 463/С от 08.08.2022 Областного государственного казенного учреждения "Южно-Уральский центр дорожных испытаний и исследований" (ОГКУ "ЮУЦДИИ") по результатам лабораторных испытаний отобранной по акту N 361/С от 02.08.2022 пробы асфальтобетона с устройства верхнего слоя покрытия (ул. Свердлова, дом N 49), комиссией в составе 3-х человек подготовлено заключение о несоответствии асфальтобетона по показателю "содержание воздушных пустот" требованиям ГОСТ Р 58406.2-2020.
В протоколе лабораторных испытаний N 464/С от 08.08.2022 ОГКУ "ЮУЦДИИ" по результатам лабораторных испытаний отобранной по акту N 362/С от 02.08.2022 пробы асфальтобетона с устройства верхнего слоя покрытия (ул. Свердлова, дом N 58), комиссией в составе 3-х человек подготовлено заключение о соответствии асфальтобетона по показателю "содержание воздушных пустот" требованиям ГОСТ Р 58406.2-2020.
Из содержания заключения от 09.09.2022 следует, что специалист отдела содержания и диспетчеризации автомобильных дорог ОГКУ "Челябинскавтодор" пришел к выводу о "несоответствии объемов выполненных работ сметной документации"; выявил следующие недостатки, препятствующие приемке: "на участке автомобильной дороги по ул. Свердлова, в районе д. N 49 выявлены дефекты асфальтобетонного покрытия (шелушение, выкрашивание). Также согласно протоколу лабораторных испытаний N 463/С от 08.08.2022 ОГКУ "ЮУЦДИИ" асфальтобетон по содержанию воздушных пустот не соответствует требованиям ГОСТ Р 58406.2-2020"; предложил произвести работы по устранению выявленных дефектов с подтверждением качества выполненных работ, а также представить исполнительную документацию.
Из содержания письма ОГКУ "ЮУЦДИИ" Администрации Кропачевского городского поселения от 12.09.2022 N 2154 следует, что в ответ на N 781 от 08.09.2022 организация, осуществляющая строительный контроль на объекте "Ремонт проезжей части улицы Свердлова р.п Кропачево" в рамках заключенного муниципального контракта N 11/2022/3-133 от 27.04.2022, сославшись на проведенную проверку выполнения работ, указала на выявленные дефекты асфальтобетонного покрытия (шелушение, выкрашивание), предложила для подтверждения выполнения объемов работ в соответствии со сметной документацией и нормативными документами в полном объеме произвести работы по устранению выявленных дефектов с подтверждением качества выполненных работ, а также представить исполнительную документацию. Приложением к письму также является заключение от 09.09.2022.
Администрация Кропачевского городского поселения проинформировала Общество о выявленных недостатках выполненных подрядчиком работ в письме от 26.09.2022 N 823.
Замечания по поводу обязанности заказчика внести сведения о контракте в реестр контрактов и констатация невозможности по причине отсутствия таких сведений проведения подрядчиком процедуры приемки выполненных работ нашли отражение в письме ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" от 28 сентября 2022 N 11. Общество попросило внести соответствующую информацию в реестр контрактов.
В письме от 29.09.2022 N 838 заказчик установил подрядчику срок до 15.10.2022 для устранения дефектов, указанных в письме N 823 от 26.09.2022.
Ответным письмом (на N 11 от 28.09.2022) от 30.09.2022 N 840 Администрация Кропачевского городского поселения сообщила о размещении заказчиком сведений о контракте в реестре контрактов 05.04.2022. Приложением к письму является "Информация о заключенном контракте (его изменении)" из сведений, размещенных в единой информационной системе, согласно которым заказчиком выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как "закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Закупка товаров, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария".
Заказчиком подрядчику выставлялись претензии.
Так, требование (претензия) об уплате пени (штрафа, неустойки) в связи с просрочкой исполнения (ненадлежащим исполнением) обязательств (гарантийного обязательства), предусмотренных контактом, при осуществлении закупки товара (работы, услуги) подготовлена заказчиком 30.09.2022, исх. N 841. Согласно расчету сумма неустойки составила 21 242,79 рубля.
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, документ о приемке N 1 от 03.10.2022 посредством ЕИС подписан, отправлен ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" 03.10.2022, получен заказчиком 03.10.2022, отказано заказчиком в приемке 05.10.2022.
Мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ за N 865 подготовлен Администрацией Кропачевского городского поселения 05.10.2022. Из содержания указанного документа следует, что заказчиком Обществу установлен срок для устранения выявленных дефектов до 15.10.2022, оснований для приемки работ и подписания акта выполненных работ не имеется.
В письме от 10.10.2022 N 13 содержится ответ ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" с мнением о необоснованности и формальном подходе к требованию заказчика, так как работы фактически окончены 26.07.2022, и Администрацией Кропачевского городского поселения нарушен установленный контрактом двухдневный срок для предъявления требований об устранении дефектов. Подрядчик попросил подписать документы о приемке работ и произвести оплату.
В письме от 14.10.2022 N 14 подрядчик выразил согласие на удовлетворении претензии Администрации Кропачевского городского поселения о начисленной неустойки за счет подлежащих перечислению сумм за выполненные работы.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято Администрацией Кропачевского городского поселения 18.10.2022, сформировано с использованием единой информационной системы 25.10.2022.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 25.10.2022, контракт расторгнут 08.11.2022, информация о расторжении контракта опубликована заказчиком в ЕИС 09.11.2022.
Кроме того, необходимо отметить, что заказчиком обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по рассматриваемой закупке уже направлялось Администрацией Кропачевского городского поселения в Челябинское УФАС России 21.10.2022 (исх. N N 909). Но поскольку из обращения заказчика следовало, что решение не размещено в единой информационной системе на дату обращения, специалистом Челябинского УФАС России подготовлен ответ (N ВЛ/13475/22 от 31.10.2022), в котором заказчику указано на невозможность должностным лицом рассмотреть документы, поскольку контракт не расторгнут, а также обращено внимание заказчика на необходимость направления таких сведений и обращения с использованием единой информационной системы. Повторно обращение направлено надлежащим образом 09.11.2022.
Таким образом, заказчиком не в полной мере соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе, но фактически по состоянию на 08.11.2022 контракт считается расторгнутым.
Согласно претензии от 20.10.2022 N 905 заказчиком рассчитана просрочка выполнения работ, которая составила 124 дня (с 17.06.2022 по 18.10.2022), сумма неустойки - 100 757,09 рублей.
Просьба заказчику запросить результаты отбора проб от 22 августа 2022 года изложена в письме Общества от 25.10.2022 N 18 (вх. N заказчика 1053 от 25.10.2022).
В письме от 25.10.2022 N 19 подрядчик попросил Администрацию Кропачевского городского поселения провести дополнительный отбор двух проб для определения качества выполненных работ по ремонту проезжей части ул. Свердлова рп. Кропачево.
Письмом от 26.10.2022 N 926 заказчик указал ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" на нарушение сроков и исполнения обязательств по контракту, о заключении ОГКУ "Челябинскавтодор", о неустранении выявленных дефектов до 15.10.2022, принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, предполагаемой дате вступлении в силу такого решения; пояснил, что проведение дополнительного отбора проб не будет являться достаточным основание для принятия выполненных работ и из оплаты в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Также указано, что подрядчику в устной форме доведено о некачественном выполнении работ по устройству присыпной обочины.
В письме от 26.10.2022 N 927 Администрация Кропачевского городского поселения отказала Обществу в запросе результата отбора проб.
Письмом от 26.10.2022 N 20 подрядчик выразил несогласие с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, пояснил, что считает работы выполненными надлежащим образом, замечания устраненными, попросил отменить решение.
Заказчиком подготовлен ответ от 01.11.2022 N 940, согласно которому контракт расторгнут 08.11.2022, оснований для отмены решения не имеется.
Из сведений, размещенных в единой информационной системе, следует, что причиной расторжения контракта заказчик указал следующее: подрядчиком обязательства по контракту N 09/2022 от 04.04.2022 г. не исполнены.
Сторонами на заседании Комиссии факт выполнения работ не отрицался. Как неоднократно озвучено представителем заказчика, причиной принятия Администрацией Кропачевского городского поселения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило некачественное выполнение подрядчиком работ по ремонту проезжей части.
Относительно ситуации с размещением сведений в единой информационной системе о заключенном контракте - заказчиком, о выполнении работ - подрядчиком необходимо отметить следующее.
Информация о заключенном контракте размещена Администрацией Кропачевского городского поселения в ЕИС 06.04.2022, однако при обращении к информации, размещенной в ЕИС, следует, что во вкладке "журнал версий" в разделе "контракты и договоры" содержатся сведения о 3 версиях информации о заключенном контракте, две из которых находятся в статусе "недействующая".
Согласно первой версии, размещенной 06.04.2022 16:49 (МСК+2), способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выбран способ "закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)", основанием заключения контракта является "закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария". Однако такая информация не соответствует обстоятельствам осуществленной закупки.
Согласно второй версии, размещенной 24.10.2022 15:40 (МСК+2), способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выбран способ "закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)", основанием заключения контракта является "закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария". Что также не соответствует обстоятельствам осуществленной закупки.
В третьей версии, размещенной 24.10.2022 15:40 (МСК+2), способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выбран "электронный аукцион", "дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 24.03.2022", что соответствует действительности.
Из пояснений представителей ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" следует, что документ о приемки подрядчик смог разместить только в октябре 2022 года после того, как заказчик изменил в реестре контрактов основание заключения контракта рассматриваемой закупки.
Таким образом, из представленных сторонами в материалы дела сведений и информации следует, что работы по ремонту проезжей части ул. Свердлова рп. Кропачево подрядчиком выполнены, но заказчиком не приняты и не оплачены.
В свою очередь, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.
Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением о закупке, снизил цену контракта на 17,50 %.
Исходя из содержания части 3 статьи 307 Гражданского кодекса РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что между сторонами осуществлялась переписка. Однако должный результат не достигнут.
Действия ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность муниципального образования в отремонтированной проезжей части ул. Свердлова рп. Кропачево не удовлетворена.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного, антимонопольному органу не представляется возможным сделать однозначный вывод о совершении Обществом виновных действий, направленных исключительно на умышленное уклонение от исполнения контракта, о наличии в действиях юридического лица недобросовестного поведения.
Принимая во внимание указанные факты и совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР".
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией Кропачевского городского поселения об ООО "УРАЛМАСТЕРЦЕНТР" (ИНН 7452029079), его директоре и участнике, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Н. Сарсенбаева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 ноября 2022 г. N 074/10/104-3118/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022