Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 18 ноября 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В.
Фадеевой Н.В. |
-
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
|
|
|
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку запроса котировок в электронной форме на поставку канцелярских товаров (извещение N 0869200000222005230), в присутствии посредством видеоконференцсвязи (после перерыва):
- в присутствии представителей Министерство информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области (далее - Министерство, Заказчик): Кичаевой А.С., Насрудиновой Р.Ф., действующей на основании доверенности N 9 от 17.08.2022;
- представителя Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - Уполномоченный орган): начальника юридического отдела Учреждения Пичуговой Т.В., действующей на основании доверенности N 09 от 04.04.2022; юрисконсульта юридического отдела Учреждения Паровик А.А., действующей на основании доверенности N 08 от 04.04.2022;
- в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.10.2022 поступили жалобы ООО "СЕЛЯНОЧКА" на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку канцелярских товаров (извещение N 0869200000222005230) (далее - запрос котировок, закупка).
Решением по делу N 595-ж/2022 антимонопольным органом жалоба возвращена заявителю на основании подпункта "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона контрактной системе, и назначено проведение внеплановой проверки действий заказчика, котировочной комиссии по запросу котировок.
Согласно представленным документам извещение о проведении запроса котировок в электронной форме опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 18.10.2022 в 10:41.
Начальная (максимальная) цена контракта на поставку канцелярских товаров составляет 22 599,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 25.10.2022 08:00 (МСК+2).
Согласно протоколу подведения итогов N 0869200000222005230 от 26.10.2022 победителем признан участник с идентификационным номером заявки 112843280, с предложением о цене контракта 936 000 рублей.
Контракт с победителем закупки заключен Заказчиком 31.10.2022.
Решением комиссии по осуществлению закупок не соответствует законодательству о контрактной системе, поскольку по позиции N 7 "Средство корректирующее канцелярское" в столбце "Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного запроса котировок" Заказчику требовалась "Вид средства: Карандаш/Ручка", а участником предложен товар с характеристиками "Вид средства: карандаш", то не соответствует потребности Заказчика и пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, данное решение комиссии по осуществлению закупок не является правомерным, поскольку участником предложен товар, обладающий всеми требуемыми характеристиками, описанными в техническом задании.
Представитель Заказчика представил письменные пояснения, указал следующее.
В соответствии с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 145) извещение объекта закупки, описание объекта закупки составлено с учетом характеристик позиций из каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ).
В соответствии с КТРУ, Заказчику требовалось для поставки средство корректирующее канцелярское (позиция N 7 Спецификации), что соответствует коду позиции 20.59.59.900. Обязательство применение данного кода позиции каталога возникло 02.07.2019 и действует бессрочно.
Одной из характеристик товаров, предусмотренных данным кодом КТРУ, является вид средства, который представлен в каталоге в виде ленты, карандаш/ручка и жидкость. Заказчиком в описании объекта закупки указана обязательная характеристика "Вид средства: Карандаш/Ручка", которая является неизменной.
Предложение ООО "Селяночка" отклонено по причине того, что по позиции 7 Спецификации указан "Вид средства: Карандаш", что не соответствует требованиям заказчика и п.п.2.2 а) Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению", предусматривающим указанием в заявке данной характеристики без изменений.
Доводы обращений Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Уполномоченный орган представил письменные пояснения, указал следующее.
Описание объекта закупки является приложением к извещению об осуществлении закупки (п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе) и размещается ответственным должностным лицом Уполномоченного учреждения на основании направленной Заказчиком заявки на организацию процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Следует отметить, что в соответствии с Регламентом работы Государственного казенного учреждения "Центр организации закупок Челябинской области" при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденным Приказом Министерства имущества Челябинской области от 27.07.2020 г. N130-П, извещение о проведении электронного аукциона не размещается без согласования с Заказчиком. Документы по данному электронному аукционы были согласованы с Заказчиком 23.08.2022 г.
Поскольку именно Заказчик в целях определения поставщика определяет потребность в товарах, а также осуществляет описание объекта закупки, сотрудником Уполномоченного учреждения при размещении извещения о проведении электронного аукциона для закупки использованы документы и информация, которая направлена и подписана ответственным должностным лицом Заказчика.
Пунктом 2.2 Приложения N 4 к извещению о проведении закупки (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению) в отношении столбца "Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного запроса котировок" указано, что участник обязан в своей заявке отразить характеристики, указанные в данном столбце, БЕЗ изменений, в полном объеме. Также отмечено, что все характеристики из данного столбца перенесены в неизменном виде заказчиком в спецификацию к контракту (договору), т.е. при заключении контракта (договора) характеристики данного столбца не подлежат изменению. Товар, предлагаемый участником закупки, должен обладать всеми характеристиками, описанными в данном столбце. Изменение характеристик, указанных в данном столбце, равно как их частичное или полное исключение, будет расцениваться комиссией по осуществлению закупок как предложение участником закупки товара, несоответствующего потребности заказчика и, следовательно, повлечет за собой отклонение такой заявки.
Заявитель, в нарушение указанных требований, по позиции 7 "Средство корректирующее канцелярское" характеристику "Вид средства" указал "Карандаш", чем изменил показатель, неподлежащий изменению ("Вид средства: Карандаш/Ручка").
Доводы жалобы Заявителя Уполномоченный орган считает необоснованными.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно подпунктам "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в аукционе должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Описание объекта закупки содержит следующие характеристики в соответствии с потребностью Заказчика:
N п/п |
Наименование товара, КТРУ |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
||
Наименование показателей |
Значение |
|||
Максимальные и/или минимальные значения |
Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного запроса котировок |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Средство корректирующее канцелярское 20.59.59.900-00000002 |
Вид средства |
|
Карандаш/Ручка |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
|
|
Объектом закупки по позиции 7 Технического задания является "средство корректирующее канцелярское", что предусмотренное кодом КТРУ 20.59.59.900-00000002.
Описание товара по указанному коду содержит характеристику, обязательную для применению "Вид средства", со значением характеристики "Карандаш/Ручка".
Пунктом 2.2 Приложения N 4 к извещению о проведении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" в отношении столбца "Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного запроса котировок" указано, что участник обязан в своей заявке отразить характеристики, указанные в данном столбце, БЕЗ изменений, в полном объеме.
Кроме того, в Приложении N 4 к извещению указано следующее: "Обращаем внимание, что все характеристики из данного столбца перенесены в неизменном виде заказчиком в спецификацию к контракту (договору), т.е. при заключении контракта (договора) характеристики данного столбца не подлежат изменению. Товар, предлагаемый участником закупки, должен обладать всеми характеристиками, описанными в данном столбце.
Изменение характеристик, указанных в данном столбце, равно как их частичное или полное исключение, будет расцениваться комиссией по осуществлению закупок как предложение участником закупки товара, несоответствующего потребности заказчика и, следовательно, повлечет за собой отклонение такой заявки".
Участником закупки с идентификационным номером заявки по позиции 7 Технического задания предложен товар со следующими характеристиками: средство корректирующее канцелярское 20.59.59.900-00000002, вид средства - Карандаш, длина, м. -6.
Из указанного следует что Заявителем изменена характеристика товара, не подлежащая изменению, что, в соответствии с Приложением N 4 к извещению о проведении закупки оценено комиссией по осуществлению закупок как предложение участником закупки товара, несоответствующего потребности заказчика.
В этой связи, отклонение заявки Заявителя не противоречит пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя не находят своего подтверждения, не обоснованы.
Комиссия отмечает, что формулировка характеристики "Вид средства: Карандаш/Ручка" формально соответствует законодательству о контрактной системе, в том числе, Правилам N 145 и описанию позиции по КТРУ.
При этом, требование законодательства о контрактной системе о необходимости формирования описания закупки в соответствии с описанием по КТРУ, предъявляемое к Заказчику, не исключает права участника закупки конкретизировать характеристики предлагаемого товара в рамках значений, соответствующих потребности Заказчика.
Из пояснений Заказчика, а также целей проведения данной закупки следует, что потребности Министерства соответствует товар как в виде "Карандаш", так и в виде "Ручка".
Следовательно, описание объекта закупки с указанием характеристики "вид средства: Карандаш/Ручка", как неизменяемой, а также установление требований к составу заявки, предусматривающее необходимость указания данной характеристики без изменений, привело к тому, что заявки участников, предложивших средство корректирующее в виде "Карандаш" признаны не соответствующими извещению о проведению закупки.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что запросы о разъяснении извещения о проведении закупки, также, как и жалобы на положения извещения о проведении закупки в части данной характеристики, ни Заявителем, ни иными участниками соответствующего товарного рынка, не поступали.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
Доводы обращений ООО "СЕЛЯНОЧКА" не находят своего подтверждения, не обоснованы.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 ноября 2022 г. N 074/06/99-3024/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022