Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
в присутствии по ВКС представителя Уполномоченного органа - АМО Крыловский район Павловского И.А. (доверенность в материалах дела), в отсутствие представителя Заказчика - МБДОУ ДСКВ N5 станицы Крыловской МО Крыловский район, в отсутствие представителя Заказчика - МБДОУ ДСКВ N4 станицы Крыловской МО Крыловский район, в отсутствие по ВКС представителя ООО "ТрейдФуд", рассмотрев жалобу ООО "ТрейдФуд" (далее - Заявитель) на действия АМО Крыловский район при проведении запроса котировок в электронной форме: "Поставка молочной продукции" (извещение N 0318300017422000075) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Заказчиком при описании объекта закупки по позициям 4,6,7 установлены требования к составу, ограничивающие количество участников закупки.
Заказчиками представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. C доводами не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органа - АМО Крыловский район проводился запрос котировок в электронной форме: "Поставка молочной продукции" (извещение N 0318300017422000075).
Заказчик - МБДОУ ДСКВ N4 станицы Крыловской МО Крыловский район.
Заказчик- МБДОУ ДСКВ N5 станицы Крыловской МО Крыловский район.
Начальная (максимальная) цена контракта - 458 510,00 рублей.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 утверждены Правила формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки,
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-ПП 145), с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как установлено в извещении о проведении рассматриваемого запроса котировок заказчиком указан код товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 10.51.51.113 - молоко сгущенное (концентрированное) с сахаром, 10.51.52.112 - йогурт с вкусовыми компонентами, 10.51.30.110-масло сливочное.
Согласно п. 5 Правил ПП N 145 заказчик вправе указать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в т.ч. функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в каталожной позиции, в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В этом случае заказчик обязан включить в описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации. В описании объекта закупки включено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик товара.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" по позициям 4, 6, 7 Заказчику требуется к поставке следующий товар:
Заявитель полагает, что установленные Заказчиком требования к описанию объекта закупки по позициям 4, 6, 7 ограничивает количество участников закупки.
По позиции 4 объекта закупки в графе наименование продуктов указано "Йогурт 1,5% 0,950".
Заказчик пояснил, что по данной позиции на рынке представлено многообразие производителей. Например: йогурт 1,5% 0.950 гр. "Йогурт Кезского сырзавода", йогурт 1,5% 0.950 гр . "Фруате".
По позиции 4 объекта закупки в графе наименование продуктов указано "Масло "Масло Крестьянское" 72,5% 450 гр.
Заказчик пояснил, что по данной позиции на рынке представлено многообразие производителей. Например: масло 72,5% 450 гр. "Ровеньки", масло 72,5% 450 гр. "Зеленый луг", масло 72,5% 450 гр. "Коровка из кореновки".
При этом, Заявителем не представлены документы свидетельствующие о невозможности предоставления товара с указанной фасовкой.
По позиции 7 объекта закупки в графе наименование продуктов указано "Молоко сгущенное 380 гр. Кореновское цельное".
Заказчик поясняет, что по данной позиции представлена только одним производителем ГК "Ренна".
Таким образом, Заказчик при составлении в п. 7 "Объекта закупки" установил характеристики закупаемого товара, подходящие под одного производителя ГК "Ренна", что нарушает п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
На участие в запросе котировок было подано две заявки, который признаны соответствующими.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Краснодарского УФАС установлено:
По позиции 6 "Объекта закупки" Масло "Крестьянское" 72,5% 450 гр. установлено ОКПД 2 10.51.30.110 - масло сливочное. Код КТРУ не установлен.
Вместе с тем, в ЕИС в каталоге товаров, работ, услуг имеется позиция "Масло сливочное", для которого установлен КТРУ 10.51.30.110-00000004.
Таким образом, Заказчиком не применена позиция КТРУ, соответствующая объекту Закупки.
Допущенные нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТрейдФуд" обоснованной в части п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. По результатам проведенной внеплановой проверки в действиях Заказчиков-МБДОУ ДСКВ N4, МБДОУ ДСКВ N5 установлены нарушения п.1) ч.1 ст.33, ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 ноября 2022 г. N 1010/2022 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - участники закупок - характеристика - условные обозначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022