рассмотрев жалобу ООО "Гелика" (далее - Заявитель) на действия МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" при проведении администрацией МО городской округ г-к Сочи КК открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по мероприятию: "Ремонтно-реставрационные работы Зимнего театра муниципального автономного учреждения культуры "Сочинское концертно-филармоническое объединение", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Театральная, 2" (извещение N 0118300018722001008) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком установлены необоснованные требования к участникам закупки для подтверждения опыта в соответствии с положениями ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе; порядок оценки не соответствует требованиям п. 28 ПП N2604; обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу жалобы, в которых с доводами жалобы не согласился.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
24.10.2022 г. уполномоченным органом - администрацией МО городской округ г-к Сочи КК размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по мероприятию: "Ремонтно-реставрационные работы Зимнего театра муниципального автономного учреждения культуры "Сочинское концертно-филармоническое объединение", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Театральная, 2" (извещение N 0118300018722001008). Заказчик - МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства".
Начальная (максимальная) цена контракта - 56 913 141,64 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заявитель в жалобе указывает, что дополнительные требования, установленные Заказчиком в извещении, противоречат положениям Постановления Правительства от 29.12.2021 N 2571.
В соответствии с п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В Извещении установлены дополнительные требования к участникам, а именно:
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 3 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 3 . 1 Требования в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) 4 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 1.1. Наличие у участника закупки выписки из реестра лицензий или лицензии (копии лицензии) на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданную Министерством культуры Российской Федерации или Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия: - Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Подтверждается выпиской из реестра лицензий или лицензией (копией лицензии) на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо выпиской из реестра лицензий, выданной лицензирующим органом на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа. 1.2. Наличие у участника членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право осуществлять подготовку проектной документации, по договору подряда на подготовку проектной документации при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. В соответствии с ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ член саморегулируемой организации имеет право осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий: 1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированных в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ; 2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на подготовку проектной документации, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования лиц, указанных в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. |
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В Извещении установлено, что объектом конкурса является заключение муниципального контракта на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по мероприятию: "Ремонтно-реставрационные работы Зимнего театра муниципального автономного учреждения культуры "Сочинское концертно-филармоническое объединение", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Театральная, 2".
Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571) установлено, что "позиция приложения к настоящему постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки".
В соответствии с пп. а) п. 3 Постановления Правительства от 29.12.2021 N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
позиция приложения к настоящему постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок";
позиции 1 - 5, 16, 22 и 41 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей;
позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;_.
Работы по сохранению объекта культурного наследия входят в Раздел I перечня отдельных видов товаров, работ, услуг к участникам закупки, которых постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов, а именно: "Обоснование начальной (максимальной) цены.zip", "Проект контракта.zip", "Описание объекта закупки.zip", "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция.zip", "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.docx".
Файл "Описание объекта закупки.zip" содержит документы: "Календарный график.doc", "Задание на проектирование.doc".
"Задание на проектирование" содержит перечень основных требований:
1. Основные данные и требования.
1.1 Объект проектирования - Объект культурного наследия федерального значения "Зданий театр", 1937 г.
_1.4 Ремонтно-реставрационные работы.
1.5 Требования.
Обмерные работы выполнить в соответствии ГОСТ 21780-2006 "Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Расчет точности".
Обследование произвести в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" и СП 13-102-2003 "Правила обследование несущих строительных конструкций зданий и сооружений"
Лабораторные испытания образцов железобетонных конструкций.
Получение положительного заключения экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
Разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта здания Зимнего театра муниципального автономного учреждения культуры "Сочинское концертно-филармоническое объединение"
_1.7 Стадийность проектирования - Одностадийное проектирование.
1.8 Требования к вариантной разработке.
Разработать рабочую документацию по объекту: Ремонтно-реставрационные работы Зимнего театра муниципального автономного учреждения культуры "Сочинское концертно-филармоническое объединение", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул.Театральная,2
_1.11 Требования к качеству, конкурентоспособности и экологическим качествам и энергоэффективности проектных решений.
Качество проектной документации и принятых в ней решений должны соответствовать требованиям федеральных законов, нормативных документов и стандартов действующих на территории РФ.
1.12 Применяемый каталог строительных конструкций и изделий.
При разработке проектной документации применять высококачественные материалы и оборудование, современные мировые технологии, соответствующие документам в области стандартизации, пожарным нормам.
При выборе материалов и оборудования, используемых в проекте, необходимо в первую очередь применить продукцию отечественного производства, в том числе продукцию зарубежных фирм, произведенную в России, при условии соблюдения всех технических требований и параметров по данной продукции, согласно требованиям нормативных документов РФ.
В случае если проектная документация и (или) рабочая документация предусматривают при осуществлении работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства поставку товаров, в отношении которых Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничения допуска указанных товаров, то проектная документация и (или) рабочая документация должны содержать отдельный перечень таких товаров.
_1.15 Состав рабочего проекта.
Состав разделов проектной, рабочей документации и требования к содержанию разделов выполнить в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, "Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N87.
- Техническое заключение о проведении обмерных работ.
- Техническое заключение о проведении обследовательских работ.
- Заключение о проведении лаборатории железобетонных конструкций.
- Сведенья об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических процессов (водоотведение, водоснабжение, сети связи, отопление, вентиляция, кондиционирование, электроснабжение).
- Сметная документация.
Состав разделов проектной документации уточняется при проектировании.
- Предусмотреть в проектной документации применение передовых строительных технологий, архитектурных решений, новейших материалов и инновационных технологий с учётом применения унифицированного оборудования.
1.16 Требования к оформлению рабочего проекта_
1.17 Порядок согласования проектной документации_
_1.21 Экспертиза научно-проектной документации - Обязательна
2. Наружные инженерные сети и инженерные сооружения, точки присоединения.
Не требуется.
3. Дополнительные требования.
...3.2 Требования о необходимости ведения авторского надзора.
Осуществлять авторский надзор в течение всего периода выполнения строительства и ввода объекта в эксплуатацию (по отдельному договору).
3.3 Предварительное согласование проектных решений с уполномоченными ведомствами и организациями.
Согласовать рабочий проект с уполномоченными органами:
- управление культуры администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края;
- МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства".
_3.5 Количество экземпляров проекта, выдаваемых заказчику.
_3.9 Требования к проектной организации.
Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
1.1. Наличие у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданную Министерством культуры Российской Федерации или Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия: - Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право осуществлять подготовку проектной документации, по договору подряда на подготовку проектной документации при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования_
_3.10 Требования к внешнему облику здания.
Подрядная организация разрабатывает эскизный проект в 3-х вариантах. Внешний облик здания должен соответствовать единой архитектурной концепции города Сочи. Предусмотреть цветовую подсветку фасадов здания. Эскизный проект необходимо согласовать с Заказчиком, управлением культуры администрации города Сочи, департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Сочи.
3.11 При необходимости разработки отдельных решений по объекту, которые не предусмотрены настоящим техническим заданием, данные решения предварительно согласовывать с Заказчиком.
Таким образом, файл "Описание объекта закупки.zip" содержит документы: "Календарный график.doc", "Задание на проектирование.doc", в которых установлены требования к разработке научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Следовательно, раздел I Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 содержит "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям", включающий в себя работы по сохранению объектов культурного наследия, которые и будут являться сопоставимыми работами предмету разыгрываемого контракта.
Таким образом, требования, установленные к участникам в извещении, в соответствии с п.6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 не соответствуют предмету и требованиям установленным Заказчиком в описании объекта закупки, что нарушает ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31, п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что требования, установленные Заказчиком к предметам договоров, которые будут приниматься в качестве сопоставимых с предметом заключаемого контракта не являются сопоставимыми предмету контракту.
Согласно п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3), п. 4) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки; порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 3) ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В извещение установлены критерии оценки заявок.
Цена контракта Значимость критерия оценки: 60.00% Порядок оценки: Оценка производится по шкале оценки или как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации Значимость критерия оценки: 40.00% Порядок оценки: Оценка производится по шкале оценки или как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) Показатели критерия оценки: 1 Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта Значимость показателя: 100.00% Порядок оценки по показателю: 1 Детализирующий показатель: Общее количество исполненных участником закупки договоров Значимость детализирующего показателя: 25.00% Порядок оценки по детализирующему показателю: Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки Предельное максимальное значение: Предельное минимальное значение: Предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки: 2 Детализирующий показатель: Общая цена исполненных участником закупки договоров Значимость детализирующего показателя: 25.00% Порядок оценки по детализирующему показателю: Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки Предельное максимальное значение: Предельное минимальное значение: Предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки: 3 Детализирующий показатель: Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров Значимость детализирующего показателя: 50.00% Порядок оценки по детализирующему показателю: Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки Предельное максимальное значение: Предельное минимальное значение: Предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки: |
Файл "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.docx" содержит порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:
Заказчиком предусмотрены следующие критерии и их значимость:
- Цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги - 60%;
- Квалификация участников закупки - 40%, показатель: Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта - 100%, где:
признак N1 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров) - 50%,
признак N2 (общая цена исполненных участником закупки договоров) - 25%,
признак N3 (общее количество исполненных участником закупки договоров) - 25%. Заказчиком установлены следующие требования к документам для оценки по показателю:
По всем детализирующим показателям "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", "общая цена исполненных участником закупки договоров", "общее количество исполненных участником закупки договоров" заказчиком установлен идентичный порядок начисления баллов и установлен следующий перечень подтверждающих документов;
- Контракты (договоры) со всеми приложениями и дополнениями (при наличии);
- Акт выполненных работ (или любой другой окончательный документ закрытия, подтверждающий выполнение работ с указанием стоимости);
- Согласование проектной документации с органом охраны объектов культурного наследия, акт государственной историко-культурной экспертизы (в случае предоставления опыта по проектированию);
или
- Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия" по форме, утвержденной приказом Министерства культуры РФ от 26.06.2015 N 1840 с отметками о приемке всех членов комиссии (в случае предоставления опыта по строительным работам).
Таким образом, в подтверждение опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, Заказчиком будут приниматься договоры как по проектированию, так и по строительным работам.
Пунктом 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение) установлено:
"_ в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом_".
Таким образом, Заказчик может устанавливать требование к предметам договоров, именно сопоставимым с предметом заключаемого контракта. Следовательно, сопоставимыми предмету разыгрываемого контракта являются проектные работы по сохранению объектов культурного наследия.
Установленный Заказчиком порядок рассмотрения и оценки предоставляет преимущество Подрядчикам, имеющим опыт не только выполнения проектных работ, но и строительных работ по сохранению объекта культурного наследия, по сравнению с тем Подрядчиком, который имеет только опыт проектирования по сохранению объектов культурного наследия. Соответственно стоимость строительных работ, как правило, на порядок выше стоимости выполнения проектных работ, связанных с предметом контракта, что позволит таким участникам получить более высокие баллы по всем установленным Заказчиком детализирующим показателям.
В связи с указанным, установленное Заказчиком требование к подтверждающим документам для оценки по всем детализирующим показателям не соответствует пункту 28 постановления Правительства от 31.12.2021 N2604 и не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта участниками.
Таким образом, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, что является нарушением ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 2, ч. 6 ст. 31, п. 12) ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик неправильно произвел расчет цены работ с учетом НДС, что повлекло необоснованное завышение цены контракта на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, тем самым допустил нецелевое расходование бюджетных средств. Полученная подрядчиком сумма НДС за такие работы может быть признана его неосновательным обогащением и взыскана с организации.
В силу ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, Краснодарское УФАС России не наделено полномочиями по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Материалы в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта переданы в управление финансового контроля администрации города Сочи (исх.NЛЛ/15558/22 от 09.11.2022 г.).
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гелика" обоснованной в части нарушений ч. 3 ст. 7, ч. 2, ч. 6 ст. 31, п. 12) ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2, ч. 6 ст. 31, п. 12) ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - администрации МО городской округ г-к Сочи КК (комиссии), Заказчику - МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 ноября 2022 г. N 023/06/99-5455/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2022