Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Врио руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев представленное Заказчиком - Территориальный орган Администрации Надымского района Администрация поселка Правохеттинский обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300001222000366-2 от 14.06.2022 на Выполнение работ по благоустройству "Сквер имени В.П. Брыжахина", цена контракта - 10 042 302,65 рублей, (извещение N 0190300001222000366), с ООО "СК Сфера" (далее - Поставщик),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.06.2022 на основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2022 NИЭА1 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 0190300001222000366-2 на "Выполнение работ по благоустройству "Сквер имени В.П. Брыжахина"", (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по благоустройству "Сквер имени В.П. Брыжахина" (далее - работы, объект), а Заказчик обязуется принять результаты работ и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно п. 1.2 Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта и определяющими объем выполняемых работ, а также функциональные и качественные характеристики выполняемых работ.
Согласно п. 1.3 Контракта работы выполняются с использованием материалов и оборудования Подрядчика, собственными силами, либо с привлечением субподрядных организаций.
Согласно п. 1.4 Контракта место выполнения работ: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, п. Правохеттинский, сквер имени В.П. Брыжахина.
Согласно п. 2.1 Контракта сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 30 сентября 2022 года.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.10.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что в соответствии с пп. 1.2, 1.3. контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта и определяющими объем выполняемых работ, а также функциональные и качественные характеристики выполняемых работ, работы выполняются с использованием материалов и оборудования Подрядчика, собственными силами, либо с привлечением субподрядных организаций. Также п. 5.3.2. контракта закреплена обязанность Подрядчика производить работы в полном соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), условиями контракта и нормами и правилами, установленными для данного вида работ. В п. 2.1. контракта определены сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 30 сентября 2022 года.
В нарушение положений контракта Подрядчиком работы по благоустройству объекта выполнялись ненадлежащим образом: длительное время на объекте работы не осуществлялись, сохранность завезенных строительных материалов не обеспечивалась, не было организовано ограждение места производства работ, также допускались отступления Подрядчиком от графика производства работ, технологий и материалов). Совокупность указанных обстоятельств вызывало озабоченность заказчика в вопросе соблюдения сроков завершения работ, технологий и используемых материалов, о чем неоднократно направлялись письма в адрес Подрядчика (исх. N 89-174/3301-08/810 от 14.07.2022, N 89-174/3301-08/870 от 02.08.2022, исх. N 89-174/3301-08/877 от 03.08.2022, N 89-174/3301-08/939 от 17.08.2022, N 89-174/3301-08/1045 от 02.09.2022, N 89-174/3301- 08/1104 от 13.09.2022, N 89-174/3301-08/1178 от 26.09.2022, акт от 26.09.2022, акт от 27.09.2022, N 89-174/3301-08/1196 от 27.09.2022, N 89-174/3301-08/1199 от 28.09.2022), а также проводились совместно с Подрядчиком осмотры объекта.
По состоянию на 25 сентября 2022 года работы по благоустройству "Сквер имени В.П. Брыжахина" выполнялись с нарушением предоставленного в адрес Заказчика графика производства работ. С 25.09.2022 по 27.09.2022 работы на объекте выполнялись с нарушением технологий и условий контракта. На основании акта от 27.09.2022 работы по благоустройству "Сквер имени В.П. Брыжахина" были приостановлены до устранения Подрядчиком выявленных нарушений. Однако, меры по устранению выявленных нарушений со стороны Подрядчика не предпринимались, объяснения в адрес Заказчика по урегулированию указанной ситуации не поступали. 04.10.2022 (исх. 6/7) в адрес Заказчика поступило письмо с приложением локально-сметного расчета о возможности внесения изменений в муниципальный контракт, являющихся существенными (изменение видов работ, объемов работ, используемых материалов, технологии, стоимости). На что Администрацией поселка (исх. N 172 от 13.10.2022) Подрядчику был дан ответ об отсутствии правовых оснований для внесения изменений в муниципальный контракт и предложено в срок до 17 октября 2022 года направить в адрес заказчика информацию о принятых мерах.
На момент принятия решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта информация от Подрядчика о ходе исполнения контракта, о принятых мерах по устранению выявленных нарушений, мерах об организации выполнения работ в кратчайшие сроки с учетом климатических условий, позволяющих не нарушать технологию производства работ, не получена.
В соответствие с п. 8.2. контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В связи с вышеизложенным, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от N 0190300001222000366-2 от 14.06.2022.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 03.11.2022 NАД/3985, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, объяснения по факту одностороннего расторжения контракта и письменное документально подтвержденное обоснование причин неисполнения своих обязательств по контракту не представил.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
20.10.2022 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.10.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 31.10.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
В соответствии с пп. "б" п. 13 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, при принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнении им обязательств по контракту, в случае признания его победителем.
Заключив контракт, Исполнитель принял на себя обязательства, по его надлежащему исполнению. Условиями контракта установлены обязательства сторон, которые должны исполняться сторонами надлежащим образом.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что в нарушение положений контракта Подрядчиком работы по благоустройству объекта выполнялись ненадлежащим образом: длительное время на объекте работы не осуществлялись, сохранность завезенных строительных материалов не обеспечивалась, не было организовано ограждение места производства работ, также допускались отступления Подрядчиком от графика производства работ, технологий и материалов.
Проанализировав представленную Заказчиком информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Поставщик на заседание Комиссии контрольного органа своих представителей не направил, не представил информацию и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с Заказчиком.
Согласно части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Доказательств возникновения у Исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии контрольного органа не представлено.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Поставщиком, материалами дела установлен.
Вместе с тем, в рамках данного обращения Заказчика о рассмотрении вопроса о включении (не включении) в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СК Сфера" (ИНН: 7203461828), обратившись к реестру недобросовестных поставщиков в единой информационной системе, комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлен факт включения сведений об ООО "СК Сфера" (ИНН: 7203461828) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, что в свою очередь свидетельствует о систематическом нарушении ООО "СК Сфера" (ИНН: 7203461828) существенных условий контрактов, заключенных с различными заказчиками.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения об ООО "СК Сфера" (ИНН: 7203461828), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Кетцян Артеме Левоновиче (ИНН: 720413386157 ), представленные Территориальный орган Администрации Надымского района Администрация поселка Правохеттинский по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300001222000366-2 от 14.06.2022 на Выполнение работ по благоустройству "Сквер имени В.П. Брыжахина", цена контракта - 10 042 302,65 рублей, (извещение N 0190300001222000366), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "СК Сфера", сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Кетцян Артеме Левоновиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 октября 2022 г. N 089/06/104-972/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022