Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Врио руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии в формате ВКС:
от Поставщика - представителя по доверенности;
рассмотрев представленное Заказчиком - МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 04/04-02/0190300001321000986 от 21.09.2021 на "Выполнение работ по монтажу объекта: "Мини спортивный комплекс п. Пуровск, Пуровский район"", цена контракта - 24 580 941,02 рублей, (извещение N 0190300001321000986), с ООО "Группа Ермак" (далее - Исполнитель, Поставщик),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.09.2021 на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 08.09.2021 N0190300001321000986-3 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 04/04-02/0190300001321000986 на "Выполнение работ по монтажу объекта: "Мини спортивный комплекс п. Пуровск, Пуровский район"", (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить в установленный настоящим контрактом срок работы по монтажу объекта: "Мини спортивный комплекс п. Пуровск, Пуровский район" (далее - Объект), расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, п. Пуровск, восточная часть. Земельный участок с кадастровым номером 89:05:020201:3035, площадью - 970м2 в соответствии Техническим заданием (Приложение N1 к настоящему контракту) (далее - работы), а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную контрактом цену.
В целях устранения каких-либо сомнений стороны определили, что под выполнением работ по монтажу объекта для целей настоящего Контракта, среди прочих работ, подразумевается поставка товара (далее-оборудования), монтаж оборудования, пуско-наладочные работы поставленного и смонтированного оборудования. При этом, Подрядчик гарантирует работоспособность оборудования после монтажа и пуско-наладки и то, что объект, на котором проводится работа будет функционировать нормально после выполнения соответствующих работ.
Согласно п. 1.2 Контракта Подрядчик выполняет работы, указанные в п.1.1. настоящего контракта за свой риск, собственными силами и средствами, а также силами привлеченных субподрядных организаций, в соответствии с Заданием, сроком выполнения работ, требованиями, предъявляемыми к материалам и оборудованию при производстве работ, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, настоящим муниципальным контрактом.
Согласно п. 1.3 Контракта Подрядчик гарантирует выполнение работ по Контракту в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ, приказа Минэкономразвития России N229 от 04.06.2010 года, СНиП, ГОСТ и технических регламентов.
Согласно п. 1.5 Контракта Подрядчик полностью понимает и осознает характер и объемы работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение работ, в том числе: расположением Объекта, климатическими условиями, средствами доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, изделий, конструкций и оборудования, строительной техники, внутриобъектным режимом, мерами безопасности, правилами пожарной безопасности и охраны труда, требованиями техники безопасности, охраны окружающей среды и антитеррора, требованиями миграционного контроля и таможенного оформления, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ.
Согласно п. 4.1.Контракта Подрядчик обязуется приступить к выполнению работ с момента заключения муниципального контракта и выполнить их до 20 декабря 2021 года, в соответствии с графиком исполнения контакта (Приложение N 3 к Контракту).
Из повторного Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.10.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что согласно пункту 4.1. Контракта Подрядчик принял на себя обязательства приступить к работам с момента заключения муниципального контракта и выполнить их до 20 декабря 2021 года.
В свою очередь, вопреки условий Контракта, до настоящего времени Общество работы по контракту не завершило, не подведены инженерные коммуникации, не завешены отделочные работы, внутренние инженерные сети, не завершены работы по кровле, работы не ведутся (отсутствует рабочий персонал), что является существенным нарушением норм действующего законодательства и Контракта.
Заказчиком неоднократно направлялось в адрес Общества письмо-требование завершить работы в срок, проинформировать Комитет о ходе выполнения работ, но ответов от Общества не последовало.
Пунктом 16.1 Контракта установлено, что Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским кодексом.
Согласно пункта 16.2 Контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке в случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ по Контракту (в том числе сроков, установленных Графиком исполнения контракта, при наличии такого графика).
При этом в части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года указано, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению доге вора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Поскольку по контракту происходило сильное отставание от графика производства работ и работы не выполнялись, окончание их к сроку становилось явно невозможным, а также руководствуясь частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 21 сентября 2021 года N 04/04-02/0190300001321000986 на выполнение работ по монтажу объекта: "Мини спортивный комплекс п. Пуровск, Пуровский район".
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 07.11.2022 NАД/4003, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты сообщил, что 30.08.2022 Заказчик в ЕИС "Закупки" опубликовал уведомление N 89-160/285001- 08/3230 от 30.08.2022 об одностороннем отказе от исполнения Муниципального контракта.
Письмом исх. N ЕР2107/9 от 07.09.2022 ООО "ГРУППА ЕРМАК" подтвердило готовность завершить работы в рамках Муниципального контракта в срок до 31.10.2022.
Решением N 89-160/285001-08/3347 от 08.09.2022 Заказчик отменил не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с получением письма о ходе исполнения Муниципального контракта, о нахождении процесса исполнения в активной стадии.
21.10.2022 Заказчиком в ЕИС "Закупки" опубликовано повторное уведомление N 89-160/285001-08/3974 от 21.09.2022 об одностороннем отказе от исполнения Муниципального контракта на основании части 2 статьи 715 ГК РФ с 01.11.2022.
07.11.2022 ООО "ГРУППА ЕРМАК" получило по электронной почте уведомление N 089/06/104-981/2022 о заседании комиссии по рассмотрению обращения по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта (извещение N 0190300001321000986), заседание комиссии назначено на 10.11.2022 в 11.30.
По мнению Подрядчика, отсутствуют основания для включения информации о ООО "ГРУППА ЕРМАК" в реестр недобросовестных поставщиков в связи со следующим.
1. 20.10.2021 Подрядчик письмом N 392/ГЕ от 20.10.2021 запросил у Заказчика информацию о наличии / отсутствии в границах земельного участка коммуникаций, насаждений и построек в целях подготовки земельного участка для монтажа, в том числе осуществления вертикальной планировки, вырубки насаждений и прочих мероприятий. Также 20.10.2021 Подрядчик запрашивал у Заказчика сведения о назначении ответственного представителя в соответствии с п. 6.2.2. Муниципального контракта.
Запрошенные 20.10.2021 сведения до Подрядчика не доводились.
2. Затем письмом исх. N 3695/ГЕ от 26.10.2021 в соответствии с п. 6.1.4. Муниципального контракта в целях выполнения работ, улучшающих качество, технические и функциональные характеристики (потребительских свойств) Подрядчик обратился к Заказчику для получения согласования изменения технического решения: замены плит дорожных ПДН 6x2x0,14 по ГОСТ Р 56600-2015 на свайный фундамент (с применением винтовых свай под основание спортивного комплекса в связи со сложными климатическими условиями и малой изученности грунтов на земельном участке, выделенном под расположение спортивного комплекса, с целях предотвращения смещения плиты при наступлении весенне-летнего сезона.
ООО "ГРУППА ЕРМАК" в ответ на письмо Заказчика N 89/06-160/285001-08/91 от 11.11.2021 направило на утверждение Заказчику проектные решения свайных оснований (письмо исх. N 3739/ГЕ от 26.11.2021).
15.12.2021 Подрядчик письмом исх. N 3770/ГЕ направил на согласование итоговую проектную документацию на устройство свайных полей на утверждение Заказчику.
3. Также письмом исх. N 3705/ГЕ от 28.10.2022 ООО "ГРУППА ЕРМАК" уведомило Заказчика о приостановлении исполнения Муниципального контракта на период введения нерабочих дней с 30.10 по 07.11.2021 (Указ Президента РФ N 595 от 20.10.2020 и Постановление Губернатора ЯНАО N 142 ПГ от 28.10.2021).
Ответ Заказчика исх. N 89-160/285001-08/24 на уведомление исх. N 3705/ГЕ от 28.10.2022 о приостановлении исполнения Муниципального контракта на период введения нерабочих дней с 30.10 по 07.11.2021 поступил только 08.11.2021, то есть уже после окончания срока приостановления исполнения контракта.
4. Впоследствии Подрядчик обратился письмом исх. N 3727/ГЕ от 10.11.2021 в соответствии с п. 6.1.4. Муниципального контракта в целях выполнения работ, улучшающих качество, технические и функциональные характеристики (потребительских свойств) с просьбой согласовать изменение планировочных решений, в том числе по объекту "Мини спортивный комплекс д. Пуровск".
Письмом исх. N 3728/ГЕ от 19.11.2021 повторно запросило согласование планировочных решений.
5. 29.11.2021 ООО "ГРУППА ЕРМАК" письмом N 3748/ГЕ от 29.11.2021 направило Заказчику на согласование посадку зданий с учетом расположения инженерных сетей.
6. 21.12.2021 Подрядчик письмом исх. N 3779/ГЕ направил на согласование цветовые решения внутренней и наружной отделки помещений мини спортивных комплексов.
Добросовестно исполняя принятые на себя обязательства по Муниципальному контракту, Подрядчик уведомил Заказчика о возможных неблагоприятных последствия выполнения его указаний: предупредил о необходимости замены плит на свайное основание, однако Заказчик несвоевременно исполнил свои обязанности, предусмотренные пунктом 1 статьи 718 ГК РФ: затягивал согласование изменения проектных решений, проектной документации свайного основания, а также несвоевременно сообщал необходимые для исполнения контракта сведения и согласовывал предлагаемые Подрядчиком решения, что сделало невозможным исполнение Муниципального контракта в первоначально предусмотренный срок - до 20.12.2021.
Тем не менее, по истечении срока выполнения работ Заказчик своими действиями подтвердил сохранение интереса в исполнении Муниципального контракта, фактически продлив срок его исполнения.
Впоследствии после получения согласования итоговой проектной документации на устройство свайных полей ООО "ГРУППА ЕРМАК" в январе - феврале 2022 года (с учетом погодных условий) выполнило устройство фундаментного основания с применением винтовых свай, установку модулей заводской готовности со встроенными окнами, дверями и внутренними перегородками в составе здания в проектное положение, произвело устройство теплового контура (утепление замкнуто в единое пространство), осуществило монтаж кровельных конструкций.
Параллельно с монтажом объектов Подрядчик во исполнение п. 5.2.7. Муниципального контракта вел работу по технологическому присоединению к сетям наружного тепловодоснабжения, водоотведения и электроснабжения: в АО "Ямалкоммунэнерго" была направлена на согласование проектная документация по техническому присоединению к наружным сетям.
Также письмом исх. N 53/ГЕ от 03.02.2022 Подрядчик обратился к Заказчику за содействием в оформлении отношений с ресурсоснабжающими организациями и просил рассмотреть возможность направления заявок на технологическое присоединение объектов в адрес АО "Ямалкоммунэнерго" и АО "РСК Ямала", оформления договора на технологическое присоединение с указанными организациями, однако Заказчик уклонился от оказания содействия в нарушение действующих норм.
До настоящего момента со стороны ресурсоснабжающей организации проектная документация по техническому присоединению к наружным сетям по независящим от Подрядчика обстоятельствам не согласована, договоры на технологическое присоединение не заключены. При этом, Подрядчик неоднократно на личных приемах и по телефону обращался к Заказчику и ресурсоснабжающим организациям за содействием и разрешением сложившейся ситуацией, но положительный результат достигнут не был, вопрос не был решен.
Данное обстоятельство препятствовало и препятствует до настоящего времени ООО "ГРУППА ЕРМАК" приступить к завершению монтажа модульного здания, в частности к выполнению внутренней отделки, поскольку выполнение этих работ зимой либо при неблагоприятной погоде приведет к ухудшению качества работ, их несоответствию требованиям Технического задания и обычно предъявляемых требованиям к качеству внутренней отделки (статьи 716, 718, 719 ГК РФ).
При этом, стоит отметить, что большая часть работ по Муниципальному контракту была выполнена Подрядчиком, а оставшаяся часть является незначительной, может быть выполнена в короткие сроки после получения согласования и договоров на технологическое присоединение объекта с АО "Ямалкоммунэнерго" и АО "РСК Ямала".
Также Исполнителем были представлены дополнительные пояснения, из которых следует, что имелись и иные причины, препятствующие исполнению Муниципального контракта.
Так, в феврале 2022 года в связи с проведением специальной военной операции, а также с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и, как следствие, с резким повышением ключевой ставки Банка России 28 февраля 2022 года с 9,5 до 28% годовых, повышением курса доллара США и евро по отношению к рублю, цены на необходимые для исполнение Муниципального контракта материалы и оборудование резко возросли.
Кроме того, данные обстоятельства повлекли за собой резкий отток из Российской Федерации иностранной рабочей силы, утратившей интерес к работе на территории нашего государства.
Следовательно, невозможность исполнения Подрядчиком Муниципального контракта, возникшая вследствие введения вышеуказанных санкций и мер ограничительного характера является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (абзац 2 подпункта "в" пункта 15 Правил).
Помимо вышеуказанных обстоятельств, надлежащее исполнение Муниципального контракта стало невозможным вследствие наличия в ООО "ГРУППА ЕРМАК" корпоративного конфликта, который выразился в следующем.
С 21.09.2020 по 26.04.2022 Абрамов Александр Григорьевич (Ответчик) занимал должность директора ООО "Группа Ермак".
Решением единственного участника ООО "Группа Ермак" ИНН 6670364212 (далее также - Общество) N 4 от 27.04.2022 избран новый директор общества Гуштан Роман Михайлович. Соответствующие изменения внесены в ЕГРЮЛ 01 июня 2022 г., ГРН записи 2226600603689.
Однако бывший директор Абрамов А.Г. не передал новому директору Гуштану Р.М. документацию о деятельности общества, что сделало невозможным исполнение Муниципального контракта.
В настоящий момент в Арбитражном суде Свердловской области рассматривается исковое заявление ООО "ГРУППА ЕРМАК" об истребовании у бывшего директора Абрамова А.Г. документов и сведений о деятельности общества.
В связи с чем просит не включать информацию о ООО "ГРУППА ЕРМАК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
21.10.2022 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.10.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 01.11.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
В соответствии с пп. "б" п. 13 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, при принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнении им обязательств по контракту, в случае признания его победителем.
Заключив контракт, Исполнитель принял на себя обязательства, по его надлежащему исполнению. Условиями контракта установлены обязательства сторон, которые должны исполняться сторонами надлежащим образом.
Кроме того, действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Исполнителем были нарушение все возможные сроки исполнения контракта.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Согласно п. 4.1.Контракта Подрядчик обязуется приступить к выполнению работ с момента заключения муниципального контракта и выполнить их до 20 декабря 2021 года, в соответствии с графиком исполнения контакта (Приложение N 3 к Контракту).
30.08.2022 года Заказчик в ЕИС опубликовал уведомление N 89-160/285001- 08/3230 от 30.08.2022 об одностороннем отказе от исполнения Муниципального контракта.
Письмом исх. N ЕР2107/9 от 07.09.2022 Исполнитель подтвердил готовность завершить работы в рамках Муниципального контракта в срок до 31.10.2022.
Решением N 89-160/285001-08/3347 от 08.09.2022 Заказчик отменил не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с получением письма от Исполнителя о готовности исполнить контракт в срок до 31.10.2022 г.
Таким образом, не смотря на нарушения срока исполнения контракта в 2021 г, Заказчик пошел на встречу Исполнителю и перенес сдачу срока объекта на 2022 г.
Однако в связи с тем, что работы не выполнялись, окончание их к сроку, указанному Исполнителем в своем письме становилось явно невозможным 21.10.2022 года Заказчиком принято повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Доказательств возникновения у Исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии контрольного органа не представлено.
Доказательств совершения Участником действий, направленных на исполнение Контракта в подтверждение своей добросовестности, на заседании Комиссии также не представлено.
Кроме того, однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Исполнителем также не предоставлено.
Таким образом, поскольку указанные в пояснениях Исполнителя обстоятельства, объективно препятствовавшие исполнению контракта в установленный срок и до принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, документально не подтверждены, поведение Подрядчика нельзя признать добросовестным.
Также в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, нарушения условий Контракта, послужившие в том числе основаниями для принятия указанного решения, не устранены (работы в полном объёме не выполнены, цели не достигнуты).
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Поставщиком, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения об ООО "Группа Ермак" (ИНН: 6670364212), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Гуштан Романе Михайловиче (ИНН: 667207588555), представленные МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 04/04-02/0190300001321000986 от 21.09.2021 на "Выполнение работ по монтажу объекта: "Мини спортивный комплекс п. Пуровск, Пуровский район"", цена контракта - 24 580 941,02 рублей, (извещение N 0190300001321000986), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Группа Ермак" (ИНН: 6670364212), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Гуштан Романе Михайловиче (ИНН: 667207588555) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 ноября 2022 г. N 089/06/104-981/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022