Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев направленное Заказчиком - МКУ "Дирекция по обслуживанию деятельности органов местного самоуправления Пуровского района" (ИНН: 8911023769), обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 01-60-22 от 23.05.2022 на поставку средств индивидуальной защиты, цена контракта - 222 391,32 рублей, (извещение N 0190300001322000441), с ИП Прохоренко Алексей Сергеевич (ИНН: 682972108021) (далее - Поставщик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены документы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, (исх. N 4101-07/792 от 26.10.2022), (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 23.05.2022 года между муниципальным казенным учреждением "Дирекция по обслуживанию деятельности органов местного самоуправления Пуровского района" (далее по тексту - Заказчик) и индивидуальным предпринимателем - Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Прохоренко Алексеем Сергеевичем (далее по тексту - Поставщик) был заключен муниципальный контракт на поставку средств индивидуальной защиты 01-60-22 (далее по тексту - контракт), зарегистрированный на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) в реестре контрактов за номером (реестровый номер) 3891102376922000056.
В соответствии с п. 1.1, 2.2, 4.1.1, 4.1.2 контракта Поставщик обязан был осуществить поставку товара в срок до 22.06.2022 года.
Однако, товар в адрес Учреждения поставлен в полном объеме 24.08.2022 года.
Заказчиком, по результатам проведенной экспертизы поставленного товара, проведенной собственными силами, было выявлено, что часть товара на сумму 145597,00 рублей не соответствует характеристикам, указанным в приложении к контракту (Спецификации) и была направлена Поставщику для устранения выявленных недостатков.
Заказчик осуществил приемку и оплату части товара на сумму 76794,32 рубля.
01.09.2022 года в адрес Поставщика, путем направления посредством электронной почты и на официальном сайте в Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) была направлена претензия N 4101-07/661 с требованием осуществить надлежащее исполнение обязательств по контракту и произвести поставку оставшейся части товара в срок до 15.09.2022.
12.10.2022 года была направлена повторная претензия N 4101-07/747 с требованием осуществить надлежащее исполнение обязательств по контракту и произвести поставку оставшейся части товара в срок до 24.10.2022 года. Однако товар в адрес Учреждения до настоящего времени не поставлен, что является неисполнением Поставщиком обязательств по контракту, нарушением существенных его условий (пунктов 1.1, 2.2, 4.1.1, 4.1.2 контракта) и нарушением норм действующего законодательства (статей 309, 310, 314 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Данное обстоятельство предоставляет Заказчику возможность заявить о том, что Поставщиком допущены существенные нарушения в исполнении обязательств по контракту, выразившиеся в нарушении сроков поставки Товара и невозможностью Заказчика осуществлять обеспечение работников средствами индивидуальной защиты во исполнении требований ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с типовыми нормами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.12.2014 года N 997н.
Заказчиком на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.4 контракта, принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По информации Заказчика 02.11.2022 Поставщиком была поставлена оставшаяся часть товара, по результатам проведенной собственными силами экспертизы было принято решение о возврате товара ввиду не соответствия характеристикам, указанным в приложении к контракту (Спецификации).
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 10.11.2022 NАД/4042, представил объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
По мнению Поставщика основания для расторжения контракта по вине Поставщика со стороны Заказчика отсутствовали.
Поставщик считает, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для исполнения условий заключенного Контракта.
Сразу после заключения Контракта, Поставщик приступил к его исполнению.
12.08.2022 года товар был поставлен в адрес Заказчика в полном объеме.
Однако поставленный товар был принят Заказчиком лишь частично на сумму 76 794,32 рублей. Оставшийся товар не был принят со ссылкой на необходимость устранения недостатков поставленного товара. В связи с возвратом части товара, Поставщик приступил к устранению замечаний, предъявленных Заказчиком.
Поставщик сообщил, что письмом от 17.10.2022 года Заказчик был уведомлен о том, что обязательства по поставке товара будет исполнено Поставщиком в ближайшее время.
Однако 29.09.2022 года в адрес Поставщика от Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Забота" поступило Письмо с просьбой оказать содействие в обеспечении группы людей одеждой и обувью специального назначения.
В связи с указанными обстоятельствами, Поставщик не смог своевременно устранить замечания Заказчика.
Об указанных обстоятельствах Поставщиком в адрес Заказчика было направлено Письмо от 31.10.2022 года, с приложением соответствующих доказательств.
В указанном письме Поставщиком были также указаны сроки поставки: со 02.11.2022 года по 04.11.2022 года.
Несмотря на предпринятые Поставщиком меры, 26.10.2022 года Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
01.11.2022 года Поставщиком в адрес Заказчика было направлено уведомление о предстоящей поставке товара.
02.11.2022 года товар был поставлен Поставщиком в адрес Заказчика. Указанные обстоятельства подтверждаются следующими документами:
- УПД N 529 от 03.11.2022 года;
- Скрин службы доставки от 02.11.2022 года.
03.11.2022 года документы о приемке были размещены Поставщиком в личном кабинете ЕИС. Однако принятое Решение Заказчиком отменено не было.
По мнению Поставщика, после получения товара 02 ноября 2022 года, экспертиза Заказчиком не проводилась.
В действиях ИП Прохоренко А.С., как исполнителя настоящего контракта, отсутствовали признаки недобросовестности, а напротив, Исполнителем были приняты все меры для надлежащего исполнения своих обязательств по Контракту.
ИП Прохоренко А.С. является добросовестным поставщиком. Об этом так же указывает количество исполняемых государственных контрактов. ИП Прохоренко А.С. является исполнителем 324 государственных контрактов на сумму 117 672 208,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", просил сведения об ИП Прохоренко А.С. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.12.3 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
23.05.2022 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N 01-60-22 (далее - Контракт).
26.10.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.10.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 07.11.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Поставщиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с заказчиком.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 23.05.2022. Поставка осуществляется Поставщиком в течение 30 календарных дней с момента заключения Контракта. Таким образом, срок поставки товара до 22.06.2022. Поставщиком допущена просрочка поставки товара.
Комиссия установила, что по состоянию на 26.10.2022 заказчику поставлено средств индивидуальной защиты на сумму 76 794,32,0 руб., что составляет 35 % от общего объема принятых поставщиком обязательств. Принятый Заказчиком товар оплачен, что подтверждается платежным поручением. Следовательно, поставщиком обязательства по контракту исполнены частично.
Вместе с тем, поставка товара осуществлялась на условиях, установленных контрактом.
В объяснении поставщика указаны причины частичного неисполнения обязательств по контракту.
На заседании Комиссии, были рассмотрены представленные Поставщиком документы, подтверждающие, что Поставщик не уклонялся от исполнения Контракта, принимал меры, направленные на его надлежащее исполнение. В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие недобросовестное поведение Поставщика или его намеренное уклонение от исполнения заключенного Контракта.
В действиях ИП Прохоренко А.С., как исполнителя настоящего контракта, отсутствовали признаки недобросовестности. Исполнитель принимал меры для надлежащего исполнения своих обязательств по Контракту.
Заказчик подтверждает, что контракт исполнялся. Поставщик в процессе исполнения контракта постоянно выходил на связь, информировал о ходе исполнения контракта. Принимал меры для устранения выявленных в ходе приемки товара замечаний. Подрядчик оплатил выставленную заказчиком неустойку за нарушение срока поставки товара.
Комиссия, учитывая материалы дела (ход реализации контракта, требования об уплате неустойки) представленные сторонами, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментом воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Исполнителя при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Прохоренко Алексей Сергеевич (ИНН: 682972108021) представленную Заказчиком - МКУ "Дирекция по обслуживанию деятельности органов местного самоуправления Пуровского района" (ИНН: 8911023769) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 01-60-22 от 23.05.2022 на поставку средств индивидуальной защиты, цена контракта - 222 391,32 рублей, (извещение N 0190300001322000441), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 ноября 2022 г. N 089/06/104-992/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022