Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ИП Баранзаева Б.Б. на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку степлера линейного ручного режущего с комплектующими (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003422007182),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно жалобе, пункт 5 описания объекта закупки (в части длины штифта не менее 160 мм, диаметра инструмента не более 12 мм, оснащения упорной рукояткой, отдельными рычагами фиксации сжатия браншей и прошивания, ножа расположенного в кассете, прошивание не более 12 раз) соответствует товар одного производителя Reach Surgical, Inc, что не позволяет предложить к поставке товар иных производителей и влечет ограничение количества участников закупки. Заявитель указывает, что закупить и поставить товар, может ограниченный круг лиц, имеющий с производителем товара партнёрские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, считает, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе, сформировано на основании потребности лечебного учреждения.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Так, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: степлеров линейных ручных режущих с комплектующими в интересах заказчика- ГБУЗ ТО "ОКБ N 1".
Начальная (максимальная) цена контракта 653 201,69 рублей.
Информация о закупке 27.10.2022 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003422007182.
Согласно пункту 5 Описания объекта закупки на поставку медицинских изделий (Приложение N 1) к поставке требуется: степлер линейный ручной режущий для открытых операций, одноразового использования. Стерильный ручной хирургический инструмент, предназначенный для использования во время открытых хирургических операций (включая абдоминальную, гинекологическую, педиатрическую, торакальную хирургию) для быстрого рассечения, резекции тканей и создания анастомозов. Изделие работает за счет ручного механизма (рычага, скользящего регулирующего устройства), посредством которого разрезаются ткани (ткани толстой кишки) и одновременно накладывается один, несколько линейных рядов хирургических скоб на образовавшиеся концы, благодаря чему не нужно их временно пережимать. Скобы и режущее лезвие размещены в одноразовом загрузочном блоке, который входит в состав изделия. Это изделие для одноразового использования.
Возможность наложения двух трехрядных скобочных швов в шахматном порядке с одновременным рассечением ткани между ними.
Длина штифта не менее 160 мм.
Диаметр инструмента не более 12 мм.
Аппарат оснащен упорной рукояткой, отдельными рычагами фиксации сжатия браншей и прошивания.
Возможность использования аппарата при помощи одной руки. Артикуляция осуществляется с помощью блока управления расположенного на аппарате.
Возможность использовать с кассетой длинной рабочей части 60 мм.
Нож расположен в кассете.
Инструмент рассчитан на прошивание не более 12 раз.
Совместим при использовании всех типов кассет с троакарами не более 12 мм.
Регулировка угла поворота кассеты не менее 45 градусов.
Поставляется стерильным.
Согласно протоколу подведения итогов закупки от 03.11.2022 на участие в закупке поступила 1 заявка, контракт заключается по начальной (максимальной) цене контракта- 653 201,69 рублей.
Комиссия отмечает, что согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Антимонопольный орган отмечает, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Включение же Заказчиком требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в закупке, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения, не могут быть использованы эквивалентные товары. При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
В случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, и напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Изучив материалы дела, Комиссией установлено, что Заказчиком не предоставлено в материалы дела подтверждающее обоснование потребности именно в таком товаре по позиции 5 Описания объекта закупки (длина штифта не менее 160 мм, диаметр инструмента не более 12 мм, аппарат оснащен упорной рукояткой, отдельными рычагами фиксации сжатия браншей и прошивания, нож расположен в кассете, инструмент рассчитан на прошивание не более 12 раз), равно как и не представлены доказательства, подтверждающие наличие на рынке продукции двух и более производителей закупаемого товар, а также доказательства, подтверждающие возможность поставки товара отличного от производителя Reach Surgical, Inc.
Согласно договору, размещенному в ЕИС в сфере закупок по пункту 5 Описания объекта закупки победителем запроса котировок предоставлен степлер эндоскопический режущий, производства "Рич Серждикал, Инк., Китай, Регистрационное удостоверение N РЗН 2020/10060 от 21.04.2020.
Учитывая изложенное, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о ненадлежащем установлении в извещении о проведении закупки требований к поставляемому товару, поскольку совокупности характеристик соответствует продукция единственного производителя Reach Surgical, Inc., обратного заказчиком не доказано.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании Описания объекта закупки.
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая характер допущенного заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования процедуры заключения контракта с победителем закупки, отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в Извещение с учетом настоящего решения, продлении срока подачи заявок и проведении дальнейшей процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Баранзаева Б.Б. на действия заказчика: ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку степлера линейного ручного режущего с комплектующими (0167200003422007182) обоснованной.
2. Признать ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33.
3. Выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание.
4. Оператору электронной площадки ТЭК-Торг надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.
5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика, утвердившего документацию о закупке.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 ноября 2022 г. N 072/06/44/186/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022