Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - МБУ ГАТЧИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СПОРТИВНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР:
от Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области:
в отсутствие представителей:
от Заявителя - ИП Тисло Данил Андреевич, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4385-ИП/22 от 06.11.2022) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на обследование строительных конструкций, инженерных систем, обмерные работы и разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт объекта капитального строительства "Здание спортивного зала", расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Чехова д. 8А.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме 19.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 614 726 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявитель обращает внимание Комиссии на установленный Заказчиком перечень исполненных договоров, принимаемых к оценке в рамках детализирующих показателей оценки критерия оценки "Квалификации участников закупки".
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (приложение к извещению "Раздел 5. Порядок рассмотрения и оценки заявок") содержит следующую формулировку: "В рамках признака N 1 "общая цена исполненных участником закупки договоров" принимаются к оценке исключительно исполненный (ые) договор (договоры), предусматривающий (ие) выполнение работ в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства, строительства некапитальных строений, сооружений, благоустройству территории".
Заявитель считает, что Заказчик некорректно устанавливает предмет договора для показателя "общая цена исполненных участником закупки договоров", так как из описания показателя следует что к оценке будут приниматься договоры, к примеру, по благоустройству территории, что, по мнению Заявителя, не является сопоставимым видом работ с работами закупка которых производится. Заявитель считает, что это может поставить участников закупки в неравное положение, так как кто-то из участников может предоставить к оценке договоры только по благоустройству территории, в которых виды работ совершенно не соответствуют предмету закупки.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее-Постановление Правительства N 2604) для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 Постановления Правительства N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Комиссия установила, что объектом закупки является обследование строительных конструкций, инженерных систем, обмерные работы и разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт объекта капитального строительства "Здание спортивного зала", расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Чехова д. 8А.
Извещением об осуществлении закупки предусмотрен код КТРУ/ ОКПД 2 - 71.12.12.190 (Услуги по инженерно-техническому проектированию зданий прочие, не включенные в другие группировки).
Согласно описанию объекта закупки Заказчиком предусмотрены требования к выполнению обследований строительных конструкций, инженерных систем, обмерные работы и разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт объекта капитального строительства:
Требования о необходимости выполнения обследований |
Требуется выполнить техническое обследование в объёме, необходимом для разработки проектной документации. Цель технического обследования - определение фактических значений контролируемых параметров строительных конструкций, характеризующих работоспособность объекта обследования.
1-й этап "Подготовка к проведению обследования". Включает в себя: 1. ознакомление со зданием, объёмно-планировочным и конструктивным решением, сбор и анализ проектно-технической документации совместно с Заказчиком (при наличии); 2. составление программы обследования.
2-й этап "Предварительное (визуальное) обследование технического состояния здания". Включает в себя: 1. выполнение предварительного (визуального) обследования, представляющего собой визуальное обследование конструкций здания, выявление дефектов и повреждений по внешним признакам с необходимыми замерами и фиксацией, которое проводится в целях предварительной оценки технического состояния строительных конструкций по внешним признакам; 2. визуальная проверка наличия характерных деформаций (прогибы, крены, перекосы и т.д.); 3. составление схем и ведомостей дефектов и повреждений с указанием мест, характера и геометрических параметров, необходимых для разработки рекомендаций по их устранению; 4. выдача рекомендаций по дальнейшей нормальной эксплуатации; 5. установление аварийных участков (при наличии); 6. уточнение конструктивной схемы здания; 7. уточнение мест выработок, вскрытий, зондирования конструкций.
3-й этап "Оценка технического состояния на основе обследования" Включает в себя: 1. измерение необходимых для выполнения целей обследования геометрических параметров объекта, конструкций, их элементов и узлов; 2. определение параметров дефектов и повреждений; 3. определение фактических прочностных характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов (железобетонных конструкций фундаментов, материалов кладки и раствора стен, железобетонных перекрытий и покрытий); 4. определение реальных эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями; 5. определение теплотехнических показателей наружных ограждающих конструкций; 6. анализ причин появления дефектов и повреждений в конструкциях; 7. разработка мероприятий и рекомендаций с учетом планируемой реконструкции 8. составление итогового документа (заключения) с выводами по результатам обследования. Заключение по итогам комплексного обследования технического состояния объекта должно включать в себя: - оценку технического состояния (категорию технического состояния); - результаты обследования, обосновывающие принятую категорию технического состояния объекта; - результаты обследования, обосновывающие принятые оценки; - обоснование наиболее вероятных причин появления дефектов и повреждений в конструкциях и инженерных системах (при наличии);
Результаты выполненных работ должны соответствовать требованиям настоящего технического задания, а также обязательным требованиям нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, в том числе: Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ГОСТ 31937-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния"; СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений"; Иные действующие нормативные документы, необходимые для выполнения настоящего технического задания. |
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что данной закупкой не предусмотрены работы по благоустройству территории.
Следовательно, положение Заказчика о возможности предоставления к оценке исполненных договоров, предусматривающих выполнение работ по благоустройству территории, не сопоставимо с предметом закупки.
Так, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком неправомерно установлен расширенный перечень исполненных договоров, принимаемых к оценке в рамках детализирующих показателей оценки критерия оценки "Квалификации участников закупки", в нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тисло Данил Андреевич обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, так как в материалы дела не представлено доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10 ноября 2022 г. N 047/06/42-3248/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022