Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Местная администрация муниципального образования Низинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области:
в отсутствие представителей от Заявителя - ООО "МД-Консалтинг", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4522/22 от 08.11.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на благоустройство территорий.
Извещение о проведении электронного аукциона 01.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 799 978,80 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрены основания отклонения заявки на участие в закупке, а именно:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки.
Комиссия установила, что извещением предусмотрены следующие поставляемые товары:
Тип объекта закупки |
Товар , Работа |
||||||||
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
Единица измерения |
Количество(объем работы, услуги) |
Цена за единицу измерения |
Стоимость позиции |
|||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
|||||||
Шезлонг тип 4 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
36899.50 |
36899.50 |
|||
Шезлонг тип 9 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
36899.50 |
36899.50 |
|||
Информационный стенд тип 1 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
52535.00 |
52535.00 |
|||
Благоустройство территорий |
42.99.12.124 |
|
Условная единица |
1 |
8626073.80 |
8626073.80 |
|||
Урна тип 4 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Шезлонг тип 7 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
36899.50 |
36899.50 |
|||
Урна тип 5 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Шезлонг тип 10 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
36899.50 |
36899.50 |
|||
Урна тип 14 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Урна тип 9 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Шезлонг тип 5 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
36899.50 |
36899.50 |
|||
Урна тип 10 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Урна тип 12 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Шезлонг тип 3 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
36899.50 |
36899.50 |
|||
Шезлонг тип 1 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
36899.50 |
36899.50 |
|||
Урна тип 7 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Урна тип 2 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Урна тип 3 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Урна тип 6 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Урна тип 1 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Информационный стенд тип 2 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
52535.00 |
52535.00 |
|||
Шезлонг тип 8 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
36899.50 |
36899.50 |
|||
Урна тип 8 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Шезлонг тип 6 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
36899.50 |
36899.50 |
|||
Урна тип 11 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Шезлонг тип 2 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
36899.50 |
36899.50 |
|||
Урна тип 13 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
|||
Урна тип 15 |
25.11.23.119 |
|
Штука |
1 |
46656.00 |
46656.00 |
По мнению Заявителя, Заказчиком предусматривается поставка множества однотипных товаров, как, например, "Шезлонг" - 10 типов, "Урна" - 15 типов, характеристики которых во многом совпадают.
Проанализировав положения извещения об осуществлении закупки, а также изучив позицию Заказчика, изложенную в возражениях на жалобу, Комиссия не соглашается с данным доводом Заявителя, поскольку из описания объекта закупки следует, что у Заказчика наличествует потребность в разных типах одноименных товаров.
В связи с чем, Комиссия не находит данный довод жалобы обоснованным.
Также Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона в части избыточного описания объекта закупки, выраженное в детальном описании поставляемых товаров.
Комиссией также установлено, что электронный документ "Приложение N6 - требования к товарам" состоит из 43 страниц.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Количество страниц, содержащееся в электронном документе "Приложение N6 - требования к товарам", не затрудняет заполнение заявки на участие в электронном аукционе.
Однако, Заявитель в жалобе указывает, что, по его мнению, в извещении об осуществлении закупки Заказчиком установлена ненадлежащая форма электронных документов, не позволяющая осуществлять функции поиска по тексту, например, в документе, содержащем требования к характеристикам поставляемых товаров (Приложение N6 - требования к товарам).
Комиссия считает довод Заявителя обоснованными, поскольку документ, содержащий требования к характеристикам поставляемых товаров, являющийся приложением к извещению об осуществлении закупки, имеет формат ".pdf", в котором перенос слов оформлен некорректно, что не позволяет выполнять поиск отдельных фрагментов текста.
Законом о контрактной системе установлены требования к информации, содержащейся в единой информационной системе, а именно: такая информация является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования отдельных фрагментов текста средствами обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающим возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Комиссия, ознакомившись с составом и содержанием электронных документов, являющихся приложениями к извещению, установила, что форматы файлов не обеспечивают возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ, также не работает поиск по тексту.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в виду того, что в электронных документах, являющихся приложением к извещению об осуществлении закупки, содержались файлы, формат которых не обеспечивает возможность поиска отдельных фрагментов текста, а, следовательно, не являются общедоступными, как того требует Закон о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении допущенного нарушения, так как нарушение не повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 ноября 2022 г. N 047/06/42-3285/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2022