Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения городского округа Балашиха "Благоустройство-Балашиха" (далее - Заказчик), Муниципальное казённое учреждение "Комитет по организации закупок городского округа Балашиха" (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по ручной уборке территории от снега и наледи (участок 1) (извещение N 0848300064122000437 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукционов.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещений о проведении Аукционов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 21.10.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 100 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 03.11.2022.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закон.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является оказание услуг по ручной уборке территории от снега и наледи (участок 1) с начальной максимальной ценой контракта 5 100 000,00 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом "а" части 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 18 Постановления N 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, предъявляется требование о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, выполнения работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, выполнения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчиком в Описании объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"4.2 Требования к оказанию услуг
- уборка улиц города от снега - тротуары, проезжие части, включая снег рядом с бордюрным камнем со стороны проезжей части и складирование в специально отведенные места;
- уборка остановок общественного транспорта от снега и складирование в специально отведенные места;
Услуги должны быть оказаны в сроки, указанные в данном Описании объекта закупки/Техническом задании в полном объёме.
Услуги по ручной уборке территории от снега и наледи включают в себя:
- уборка улиц, очистка дорог, остановок общественного транспорта, тротуаров города от снега, производится вручную;
- подметание тротуаров от снега производится вручную и складируется в специально отведенные места;
- снег собирается в одном месте, оставляется на видном месте в специально отведенных местах (обочине дорог) для дальнейшей загрузки в транспорт Заказчика;
- рабочие, осуществляющие уборку территорий, сбор и вывоз снега должны иметь чистую униформу (спецодежду), опрятный вид".
На заседании Комиссии Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым:
"Согласно Распоряжению Правительства РФ от 21.03.2016 N 471 -р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Аукционный перечень товаров) товары, работы, услуги, подлежащие закупке, входящие в Аукционный перечень товаров определяются в соответствии с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее-ОКПД2).
Исходя из системного толкования указанных норм, Заказчик выбирает способ определения Поставщика (подрядчика, исполнителя) исходя из предмета закупки. При этом код ОКПД2 определяется Заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
В закупке на Оказание услуг по ручной уборке территории от снега и наледи (участок 1) Заказчиком выбран ОКПД 2: 81.29.12.000-Услуги по подметанию и уборке снега.
В соответствии с "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв.. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 30.08.2022) Группировка "Услуги по подметанию и уборке снега" включает в себя:
- очистку взлетно-посадочных полос с применением подметально-вакуумных машин;
- услуги по подметанию и уборке улиц;
- услуги по посыпанию автомобильных дорог песком и солью;
- снегоочистку плугом и уборку снега.
Данный ОКПД 2 отражает предмет закупки, а также соответствует необходимым Заказчику видам работ, а именно:
- уборка улиц, очистка дорог, остановок общественного транспорта, тротуаров города от снега, производится вручную;
- подметание тротуаров от снега производится вручную и складируется в специально отведенные места.
В своей Жалобе Заявитель указывает, что работы, по уборке остановок общественного транспорта относятся к работам по содержанию автомобильных дорог, однако, Заказчик сообщает, что данный вид работ является лишь одним из видов работ, которые требуются Заказчику в рамках данной закупки и не является единственным и определяющим все направление деятельности Подрядчика по данному Контракту.
Кроме того, Заказчик сообщает, что ОДМ 218.0.000-2003 Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог (Временное) расшифровывает понятие "Содержание автомобильной дороги", которое включает в себя:
- комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода,
- по профилактике и устранению возникающих повреждений,
- по организации и обеспечению безопасности движения,
- по зимнему содержанию и озеленению дороги.
Таким образом, содержание автомобильных дорог это целый комплекс различных видов работ, который включает в себя в том числе и зимнее содержание дорог, а именно: комплекс работ и мероприятий по обеспечению бесперебойного и безопасного движения, по защите дороги в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями, и озеленение дороги - работы по созданию лесных насаждений и посеву трав в полосе отвода, необходимых для защиты от снежных и песчаных заносов, ветровой и водной эрозии, для эстетического и архитектурно-художественного оформления дороги, а также работы по уходу за элементами озеленения, а также уход за дорожными сооружениями, являющимися конструктивными элементами дороги: искусственными сооружениями (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитными сооружениями (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, обвалов, оползней и др.), элементами обустройства дорог (остановочные площадки и павильоны для пассажиров, площадки отдыха, специальные площадки для остановки и стоянки автомобилей и др.).
Однако, в рамках данной Закупки Заказчик не предусматривает выполнение всех или даже нескольких вышеперечисленных видов работ, предмет закупки не соотносится с указанным в вышеназванном нормативно-правовом акте перечнем.
На основании вышеизложенного, Заказчик полагает, что необходимые ему работы в рамках текущей закупки не соотносимы со всеми перечисленными видами работ, следовательно, установление дополнительных требований к участникам этой закупки не является обоснованным и целесообразным".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 18 Приложения к Постановлению N 2571 не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контрактов, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 10 ноября 2022 г. N 050/06/105-41774/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022