Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЭКОСЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московская областная станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В" на 2022 год (извещение N 0348500001822000239 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим извещение о проведение Аукциона в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 2 998 625,00 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 09.11.2022.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено Описание объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является "Оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В" на 2022 год".
В Описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона установлено следующее:
"2. Количество поставляемых услуг и их объемы:
2.1. Сбор, транспортировка и обезвреживание медицинских отходов класса "Б" и "В" должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам, требованиям и нормативам (СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий").
2.2. Сбор и временное хранение необеззараженных отходов согласно нормам СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий" осуществляется с переходом права собственности на отходы "Исполнителю".
2.3. Предоставление одноразовой, многоразовой тары и упаковки для обращения с медицинскими отходами (одноразовые пакеты, многоразовые баки, одноразовые контейнеры для острого инструментария) согласно приложению N2 к Описанию объекта закупки/Технического задания и СанПиН 2.1.3684-21:
Предоставляемое оборудование и многоразовая тара
N п/п |
Наименование |
Единица измер. |
ККол-во |
Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии |
1 |
Накопитель-Холодильник Специализированный для временного хранения отходов класса "Б" оснащенный бактерицидной лампой МОДЕЛЬ N1 , холодильного оборудования Модель N1 (согласно приложению N1 к описанию объекта закупки "Технические требования к моделям N1 и N2 (НХС)") |
Шт. |
38 |
Установлен в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 |
2 |
Накопитель-Холодильник Специализированный для временного хранения отходов класса "Б" оснащенный бактерицидной лампой МОДЕЛЬ N2, холодильного оборудования Модель N2 (согласно приложению N1 к описанию объекта закупки "Технические требования к моделям N1 и N2 (НХС)") |
Шт. |
64 |
Установлен в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 |
На заседании Комиссии, представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Обращение с медицинскими отходами нормируются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 164, 165, 168, 174 и 183 сбор, временное хранение и вывоз отходов выполняется в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в организации. Данная схема разрабатывается в соответствии с требованиями санитарных правил и утверждается руководителем организации исходя из ее потребностей.
Действующий СанПиН 2.1.3684-21 позволяет медицинским организациям выбрать один из трех вариантов работы с медицинскими отходами:
Обезвреживание отходов в местах их образования, их измельчение и вывоз на полигон как отходы класса А.
Замачивание отходов в дезинфицирующих средствах и вывоз отходов для утилизации на ежедневной основе, причем вопрос о необходимости измельчения не определен.
Накопление медицинских отходов в специализированных холодильниках/морозильниках и вывоз их для утилизации при организации централизованной схемы обращения с отходами
В зависимости от схемы работы утвержденной в медицинском учреждении, оно проводит закупку соответствующей услуги:
Закупка оборудования для обезвреживания отходов и их измельчения. Закупка услуги по захоронению отходов на полигоне
Закупка дезинфицирующих средств, оборудования для обеззараживания и закупка услуги по вывозу отходов и их утилизации
Закупка комплексной услуги по организации централизованного сбора, временного хранения, транспортировки и утилизации отходов класса "Б" и "В".
Рынок каждый услуги существует на территории РФ и Московской области и их осуществляют разные организации, что логично, так как организации выполняющие услуги 2 и 3 не могу размещать отходы на полигоне и наооборот компания занимающаяся размещением бытовых отходов на полигоне не может вывозить опасные медицинские отходы. В свою очередь компании которые работают с предоставлением комплексной услуги не могут вывозить отходы ежедневно, так как у них нет достаточного автопарка для этого и наоборот компании специализирующиеся на вывозе медицинских отходов не имеют возможности осуществлять комплексное оборудование медицинских учреждений. Это обусловлено разной спецификой закупаемой услуги. Конечно, при простом анализе рынка становится очевидно что есть компании которые оказывает два и даже все три типа услуг.
Со своей стороны Заказчик при формировании закупки ориентируется исключительно на собственные потребности и задачи. Целью является создание максимально безопасных, бесконтактных и простых способов работы с медицинскими отходами и экономия средств бюджета Заказчика.
Для выявления наиболее оптимального способа работы с медицинскими отходами специалистами Заказчиком была проведена аналитическая работа, после которой было выявлено, что возможно 2 варианта оптимальной схемы:
1) Для работы по первой разрешенной схеме, Заказчику необходимо было бы огромное количество оборудования(автоклавы, шредеры), цена за которое, превышала несколько миллионов рублей Так же такой путь решения требовал бы создания дополнительных отдельных помещений для такого оборудования, места для которых нету и содержания штата специалистов которые бы могли обслуживать данное оборудование. Экономическая и логическая неэфективность работы данным методом очевидна, даже без учета расходов по размещению отходов на полигоне и прочих сопутствующих расходов.
2) Для работы по второй схеме, Заказчику необходимо было обустроить помещение согласно требованиям п.211 СанПин 2.1.3684-21
Санитарно-эпидемиологические требования к участкам по обращению с медицинскими отходами классов Б и В (далее - участок):
а) участок располагается в помещениях с автономной вытяжной вентиляцией. На участке осуществляется сбор, накопление, аппаратное обеззараживание, обезвреживание, утилизация медицинских отходов классов Б и В. Размещение участка в составе медицинских подразделений не допускается (кроме помещений для обеззараживания в лабораториях, осуществляющих работы с возбудителями 1 - 4 групп патогенности);
б) участок должен быть оборудован системами водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения и автономной вентиляцией. На участке должна быть обеспечена поточность технологического процесса и возможность соблюдения принципа разделения на чистую и грязную зоны.
На территории участка персоналом организации по обращению с медицинскими отходами осуществляется прием, обработка (обезвреживание или обеззараживание), хранение отходов, мойка и дезинфекция стоек-тележек, контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов;
в) помещения участка делятся на зоны:
грязную, к которой относятся помещение приема и временного хранения поступающих медицинских отходов, помещение обработки отходов, оборудованное установками по обеззараживанию (обезвреживанию) отходов классов Б и В, помещение мойки и дезинфекции. При небольших объемах возможно временное хранение поступающих отходов и их обеззараживание в одном помещении. При хранении отходов классов Б и В более 24-х часов предусматривается холодильное оборудование;
чистую, к которой относятся помещения хранения обеззараженных (обезвреженных) отходов, вымытых и обеззараженных средств перемещения отходов (возможно совместное временное хранение в одном помещении), склад расходных материалов, комната персонала, санузел, душевая;
г) поверхность стен, пола, потолков, мебели и оборудования должна быть гладкой, устойчивой к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств;
д) в помещениях участка должна быть автономная приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением.
Из помещений грязной зоны должна быть оборудована вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока;
е) основные производственные помещения (для приема и временного хранения отходов, обеззараживания, мойки и дезинфекции инвентаря и оборудования) должны быть оборудованы поливочным краном, трапами в полу (поддонами). В помещении обеззараживания, обезвреживания отходов должна быть раковина для мытья рук;
ж) помещения участка должны быть оборудованы устройствами обеззараживания воздуха;
з) персонал организации по обращению с медицинскими отходами проводит текущую уборку влажным способом, не реже одного раза в день с применением моющих и дезинфицирующих средств. Генеральную уборку проводят не реже 1 раза в месяц. Обработке подлежат стены, мебель, технологическое оборудование, пол.
Уборочный инвентарь, раздельный для чистой и грязной зоны, должен иметь маркировку для соответствующей зоны, должен использоваться исключительно по назначению и храниться раздельно.
При этом на территории Заказчика просто не существует помещений соответствующих данным нормам, а создание новых является экономически не рентабельным и во многих местах не возможным".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части описания объекта закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" "ГАРАНТ" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 10 ноября 2022 г. N 050/06/105-41783/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022