Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу АО "ББ ГРУП" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Лотошинская центральная районная больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (системы) (извещение N 0348300030422000050 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 28.10.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 293 086,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 08.11.2022.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам товара, ограничивающие количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В Приложении N 1 к Техническому заданию для товара "Набор базовый для внутривенных вливаний" по показателю "Наличие на упаковке знак" установлено значение "latex free", по показателю "Срок годности" установлено значение "не менее 5 лет".
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в извещении о проведении Аукциона, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, не предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, Комиссия приходи к выводу что указанные требования к техническим характеристикам товаров вводят участников закупки в заблуждение, что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 4 Правил использования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Пунктом 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является Поставка изделий медицинского назначения (системы).
Вместе с тем, на заседании комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, Заказчиком закупается товар Набор базовый для внутривенных вливаний", в отношении которого предусмотрена соответствующая позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) - 32.50.50.000-00232 "Набор базовый для внутривенных вливаний".
Согласно вышеуказанному КТРУ обязательными к применению характеристиками товара являются "Диаметр инъекционной иглы", "Длина соединительной трубки", "Регулятор тока жидкости", "Трансфузионная игла".
Вместе с тем, в Приложении N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены дополнительные требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены позицией КТРУ.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что в отношении дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ Заказчиком не размещено надлежащее обоснование необходимости включения указанных показателей, что не соответствует Правилам и нормам Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлены преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
Согласно части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок, которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов, в соответствии со статьей 29 федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Перечень N 1).
Согласно части 4 статьи 29 Закона о контрактной системе объектом закупки не могут быть товары, работы, услуги помимо товаров, работ, услуг, включенных в перечень, предусмотренный частью 3статьи 29 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является: "Поставка изделий медицинского назначения (системы)".
Заказчиков в извещении о проведении Аукциона установлены преимущества к участникам, а именно: "Организациям инвалидов в соответствии со ст. 29 Закона N 44-ФЗ - 15.0%".
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в рамках исполнения контракта осуществляется поставка, в том числе следующих товаров: ОКПД2 32.50.50.000 "Набор базовый для внутривенных вливаний", ОКПД2 32.50.50.190- "Набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний" включенных в Перечень N 1.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что извещением о проведении Аукциона также установлены требования к характеристикам товара, не включенного в Перечень N 1, в том числе относящегося к коду: ОКПД2 32.50.13.190.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части объединения в один лот товаров, включенных и не включенных в Перечень N 1, противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 29 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 части 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются в отношении перечня отдельных видов медицинских изделий, утвержденного Постановлением N 102 (далее - Перечень N 2).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в рамках исполнения контракта осуществляется поставка, в том числе следующих товаров: ОКПД2 32.50.50.000 "Набор базовый для внутривенных вливаний", ОКПД2 32.50.50.190- "Набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний", ОКПД2 32.50.13.190 "Набор для переливания крови", включенных в Перечень N 2.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Перечень 2 ПП РФ N 102 содержит в своем составе как устройства ПР так и ПК причем список ОКПД2 и в первом и во втором случае включает 32.50.50.000/32.50.50.190 и 32.50.13.190.
Данные медицинские изделия не зря совместно включены составителями в раздел 1 перечня 2 так как предназначены для парентерального (минуя желудочно-кишечный тракт) введения в организм человека лекарственных средств (внутривенные инъекции и капельные инфузии (вливания) через функциональные проколы, осуществляемые колющими частями, входящими в состав каждой из данных позиций, то есть связаны между собой технологически, функционально, клинически и логистически, поэтому их объединение в один лот никак не нарушает норм материального права и согласуется с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Все вместе данные изделия обеспечивают неразрывное функционирование клинических служб отделений, в части осуществления парентерального введения в организм человека лекарственных средств. Их неразрывная поставка необходима для эффективной работы отделений больницы в целом, а также жизненно необходима для полноценной терапии отдельных пациентов, в частности.
Необходимо отметить, что для больницы является очень важным одновременное поступление товара, объединенных в предмете настоящего аукциона. Многочисленная дробность приведет к несвоевременному поступлению одних изделий медицинского назначения и других, что отрицательным образом отразится на деятельности учреждения (Заказчика), а также может привести к срыву лечебного процесса и неоказанию экстренной медицинской помощи".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления ограничения на допуск в соответствии с Постановлением N 102 не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств обоснованности довода жалобы не представил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ББ ГРУП" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, части 4 статьи 29 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 14.11.2021 N N 050/06/105-42239/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 ноября 2022 г. N 050/06/105-42239/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2022