Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращение Акционерного общества "Национальная служба санитарной авиации" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения здравоохранения Московской области "Территориальный центр медицины катастроф" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (извещение N 0348200077522000012 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
03.11.2022 на Официальном сайте размещена жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
03.11.2022 на Официальном сайте Размещены сведения об отзыве жалобы Заявителя на действия (бездействие) Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее:
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего извещение о проведении Аукциона в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 14 851 289,00 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 31.10.2022;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, принимавших участие в процедуре подачи предложений о цене контракта, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводам обращения Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к Контракту установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг, противоречащие положениям приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи" (далее - Приказ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с Приложением N 1 к Контракту Заказчиком установлены, в том числе следующее требование:
"Исполнитель выполняет работы типами воздушных судов, технически оснащенными для данных работ, с установленным сертифицированным медицинским оборудованием и медицинскими укладками".
Кроме того, Заказчиком в Приложении N 1 к Контракту установлено требование о наличии, в том числе следующего:
"Аппарат ИВЛ с противоударной защитой корпуса", "Ручной аппарат ИВЛ (мешок дыхательный) универсальный для взрослых и детей, может автоклавироваться", "Модуль дефибриллятора/кардиостимулятора".
Вместе с тем, в соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи.
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым:
"На территории Российской Федерации с 2017 года реализуется проект развития санитарной авиации в рамках федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", входящего в состав Государственной программы "Здравоохранение" (далее - Программа). Аналогичная Программа реализуется на территории Московской области.
В рамках данной Программы заказчики - учреждения здравоохранения осуществляют закупку авиационных работ в целях оказания медицинской помощи у авиакомпаний. Согласно п.п. а п. 2 Приложения N3 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2017 N1640 "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие здравоохранения" для выполнения авиационных работ используемое воздушное судно должно быть произведено на территории РФ не ранее 1 января 2014 г. Исходя из предъявляемых постановлением правительства требований к вертолетам, авиационные работы выполняются, либо легкими вертолетами Ансат, позволяющими осуществлять посадку в городских стесненных условиях (магистрали, улицы, дворы и т.д.) либо средними вертолетами Ми-8, более дорогими по стоимости летного часа (около 300 тысяч рублей за летный час), но имеющими большую дальность полета.
Довод жалобы АО "НССА", что заказчик при установлении требований к оснащению воздушного судна обязан руководствоваться пунктом 7 Приложения N 5 к приказу Минздрава РФ от 20.06.2013 N388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", является несостоятельными в силу следующего.
Указанное заявителем Приложение N5 устанавливает стандарт для оснащения воздушных судов, используемых станциямии отделениями скорой медицинской помощи, в то время как заказчиком является Государственное казённое учреждение здравоохранения Московской области "Территориальный центр медицины катастроф".
Этим же приказом Минздрава N388н утверждено Приложение N14, которое является стандартом для оснащения медицинским оборудованием отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи больницы, а также больницы скорой медицинской помощи, центра медицины катастроф. Пунктом 21 этого приложения установлено, что используемое воздушное судно должно быть оснащено медицинским модулем сертифицированным или комплексом медицинским, обеспечивающим эргономичное крепление медицинского оборудования, освещение поверхности носилок, электрическое и пневматическое питание медицинский аппаратуры.
Учитывая требования приказа Минздрава заказчиком установлено в аукционной документации требование об оснащении вертолета, либо медицинским модулем, либо комплексом медицинским.
Следует отметить, что Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на вертолетный медицинский модуль для вертолета Ансат - как медицинское изделие, выдано регистрационное удостоверение NРЗН20131191 от 11 февраля 2019 года.
Довод заявителя, что заказчиком установлены либо избыточные требования к оснащению воздушного судна медицинским оборудованием, либо не установлено требование о его оснащении отдельными медицинскими изделиями, является несостоятельным, так как заказчик не обязан руководствоваться перечнем медицинских изделий, перечисленных в Приложении N5 к приказу Минздрава РФ N388н.
Кроме того, Приложения N14, 5 и иные к приказу Минздрава РФ N388н устанавливают стандарты оснащения при оказании скорой медицинской помощи, при этом не возлагая обязанность их оснащения медицинскими изделиями в полном объеме исключительно на авиакомпании или только на учреждения здравоохранения.
Требование об оснащении вертолета модулем медицинским обусловлено необходимостью обеспечения безопасности полетов и соблюдения требований воздушного законодательства.
Согласно статьи 66, 67 Воздушного кодекса РФ, пунктам 2.8, 2.16, 2.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 N128, воздушное судно должно эксплуатироваться в соответствии с его эксплуатационной документацией, которым является Руководство по летной эксплуатации - руководство, утвержденное разработчиком воздушного судна и содержащее ограничения, в пределах которых воздушное судно должно считаться годным к полетам, и инструкции и информацию, необходимые членам летного экипажа для обеспечения безопасной эксплуатации воздушного судна.
В связи с тем, что использование электрооборудования, не являющегося автономным, а работающего за счет бортовой сети воздушного судна и имеющего электромагнитное излучение, может оказывать влияние на безопасность полетов, его использование предусматривается в Руководстве по летной эксплуатации (РЛЭ).
На официальном сайте холдинга "Вертолеты России" размещена презентация вертолета "Ансат", в которой указано, что "санитарная модификация данного вертолета включает в себя медицинский модуль со специализированным оборудованием и съемными носилками (презентация приложена к жалобе).
Таким образом, медицинский модуль для вертолета АнсатММ-А.9520.000 одобрен для эксплуатации на вертолете с точки зрения безопасности полетов и разрешен в установленном порядке для оказания медицинской помощи.
При этом, РЛЭ вертолета Ансат не предусматривает возможности оснащения вертолета иным медицинским оборудованием, кроме как медицинским модулем, к которому крепятся носилки и иное оборудование.
Требование об оснащении вертолета медицинским модулем или комплексом медицинским, а также иными медицинскими изделиями, исходя из потребностей заказчика, не противоречит условиям Типового контракта, утвержденного Минздравом и Минтрансом 30 мая 2019 года.
Согласно условиям объявленного аукциона, исполнитель-авиакомпания обязана выполнять авиационные работы в целях оказания медицинской помощи вертолетом, оснащенным медицинским модулем или комплексом медицинским, на основании п. 21 Приложения N21 к приказу Минздрава РФ 20.06.2013 N388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком не размещены требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
3. Передать материалы дела от 15.11.2022 N 050/06/99-41133/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 ноября 2022 г. N 050/06/99-41133/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2022