Резолютивная часть решения объявлена 10.11.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 15.11.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от муниципального заказчика - Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла (далее - муниципальный заказчик):
- "_" действующий на основании доверенности от 10.11.2022 года N 05-18/15-27;
от индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_", подрядчик) путем использования сеанса видеоконференцсвязи "TrueConf";
- "_" действующая на основании доверенности от 25.10.2022 года,
рассмотрев обращение (вх. N 4272 от 03.11.2022 года) Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "_" ((667008, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружба, д. 43, кв. 7, ИНН: 170108166305, ОГРНИП: 313171909400060, дата присвоения ОГРНИП 04.04.2013), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N Ф.2022.0055 от 18.05.2022 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300017322000055 "Выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли в МБОУ "СОШ N1" г. Кызыла (старшая)", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 07.11.2022 года N 263 и в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300017322000055.
В ходе заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении в полном объеме.
Согласно письменным (вх. N 4288 от 10.11.2022 года) и устным пояснениям представителя ИП "_" следует, что из-за отсутствия и дефицитом материала "Техноэласт" срок выполнения работ подрядчиком задержались, о чем уведомляли заказчика письмом от 27.07.2022 года исх. N 33/22 (вх. N заказчика 05-11-2022/3018 от 27.07.2022 года). После принятия заказчиком решения от 13.10.2022 года об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N Ф.2022.0055 от 18.05.2022 года работы в полном объеме завершены и 23.10.2022 года справки форм КС-2, КС-3 размещены в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), но заказчиком сформирован в ЕИС отказ и по настоящее время в адрес подрядчика не поступало мотивированного отказа, в связи с чем намерены подать исковое заявление в судебном порядке.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-82/2022, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Так, уполномоченным органом - Мэрией города Кызыла в ЕИС 25.04.2022 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312300017322000055 "Выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли в МБОУ "СОШ N1" г. Кызыла (старшая)", начальная (максимальная) цена контракта: 3 170 579,00 рублей.
Согласно документации электронного аукциона и извещению о проведении электронного аукциона N 0312300017322000055 муниципальным заказчиком является Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0312300017322000055 от 04.05.2022 года до окончания срока подачи ценовых предложениях поступило 2 заявки со следующими ценовыми предложениями:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
111828880 |
3 123 020,30 руб. |
понижение |
111815426 |
3 138 873,20 руб. |
понижение |
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312300017322000055 от 05.05.2022 года заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе и извещению электронного аукциона N 0312300017322000055, победителем признан участник закупки N 111828880 (ИП "_").
18.05.2022 года между Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла и ИП "_" заключен муниципальный контракт N Ф.2022.0055 "Выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли в МБОУ "СОШ N1" г. Кызыла (старшая)".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 10.3 муниципального контракта N Ф.2022.0055 от 18.05.2022 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N Ф.2022.0055 от 18.05.2022 года принято 13.10.2022 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 14.10.2022 года, о чем ИП "_" извещен 18.10.2022 года.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 31.10.2022 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока со дня размещения в ЕИС решения заказчика от 14.10.2022 года об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N Ф.2022.0055 от 18.05.2022 года в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
При этом, необходимо различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Как следует из материалов дела и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N Ф.2022.0055 от 18.05.2022 года является не выполнение подрядчиком своих обязательств по данному контракту в установленный срок.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 муниципального контракта N Ф.2022.0055 от 18.05.2022 года муниципальный Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту мягкой кровли в МБОУ СОШ N 1 г. Кызыла (старшая) (далее - Работы) в объеме, установленном Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), сметой (приложение N 3 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат Работ, услуг, выполненных Подрядчиком в полном объеме и в сроки, установленные Контрактом, и оплатить обусловленную Контрактом цену.
Приложением N 1 муниципального контракта N Ф.2022.0055 от 18.05.2022 года предусмотрено, что: "Срок поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): со дня заключения контракта до 10 августа 2022 года".
Как следует из представленных в материалы дела документов, действительно ИП "_" свои обязательства по муниципальному контракту N Ф.2022.0055 от 18.05.2022 года в установленный срок не выполнены.
Вместе с тем, согласно размещенной информации в ЕИС в разделе "Электронные документы об исполнении" индивидуальным предпринимателем "_" 23.10.2022 года пописано справки форм КС-2, КС-3, а муниципальным заказчиком 25.10.2022 года отказано при рассмотрении и сведений о мотивированном отказе отсутствуют, о чем представитель муниципального заказчика подтвердил.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик.
В силу пункта 4 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 настоящей статьи) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Таким образом, при поступлении документа о приемке с использованием функционала ЕИС заказчик подписывает документ о приемке либо формирует и размещает мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
При таких обстоятельствах, ИП "_" после получения решения об одностороннем отказе в десятидневных срок представил документы о приемке выполненных работ (ИП "_" уведомлен 18.10.2022 года, 10-дневный срок истекает 28.10.2022 года включительно, документы о приемке представлены 23.10.2022 года).
Однако, как указано выше, муниципальным заказчиком 25.10.2022 года отказано в рассмотрении документов о приемке в отсутствие мотивированного отказа, доказательств того, что ИП "_" не выполнил работы (не устранил обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе) на дату представления документов о приемке (23.10.2022 года), в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что у подрядчика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что несвоевременное исполнения обязательств по контракту в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла в отношении индивидуального предпринимателя "_" (667008, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружба, д. 43, кв. 7, ИНН: 170108166305, ОГРНИП: 313171909400060, дата присвоения ОГРНИП 04.04.2013), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N Ф.2022.0055 от 18.05.2022 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300017322000055 "Выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли в МБОУ "СОШ N1" г. Кызыла (старшая)", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председательствующий Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 15 ноября 2022 г. N 017/06/104-88/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022