Резолютивная часть решения объявлена 15.11.2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 16.11.2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении обращения:
от заказчика - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее - ГУ - РО ФСС России по Республике Тыва, заказчик):
- "_", действующая на основании доверенности от 11.03.2022 года б/н,
- "_", действующая на основании доверенности от 30.07.2022 года б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя Общества с ограниченной ответственностью "Металлэксперт" (далее - ООО "Металлэксперт") (отчет об отправке электронного письма от 10.11.2022 года, телеграмма от 10.11.2022 года),
рассмотрев обращение (вх. N 4282 от 09.11.2022 года) ГУ - РО ФСС России по Республике Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Металлэксперт" (600016, г. Владимир, ул. Погодина, д. 5 Г, этаж 2, оф. 10, ИНН: 3328022057, ОГРН: 1193328000030, КПП: 332901001, дата присвоения ОГРН 09.01.2019 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 11.07.2022 года N 110, заключенного по итогам электронного аукциона N 0212100001822000038 на выполнение в 2022 году работ по изготовлению протезов бедра модульных для обеспечения инвалидов в условиях стационара, Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 (далее - Правила), в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 09.11.2022 года N 270 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0212100001822000038.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика и ООО "Металлэксперт" были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представители заказчика поддержали доводы, изложенные в обращении, а также пояснили, что факт не изготовления ООО "Металлэксперт" протезов подтверждается заявлениями граждан - получателей социальной помощи.
От ООО "Металлэксперт" пояснений о причинах ненадлежащего исполнения обязательств по контракту от 11.07.2022 года N 110 в адрес Тывинского УФАС России не поступило.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-92/2022, а также выслушав пояснений лиц, участвующих в рассмотрении обращения, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Заказчиком - ГУ - РО ФСС России по Республике Тыва в ЕИС 07.06.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0212100001822000038 на выполнение в 2022 году работ по изготовлению протезов бедра модульных для обеспечения инвалидов в условиях стационара, начальная (максимальная) цена контракта: 3 010 177,31 рублей.
По итогам электронного аукциона N 0212100001822000038 11.07.2022 года между ГУ - РО ФСС России по Республике Тыва и ООО "Металлэксперт" заключен контракт N 110 на выполнение в 2022 году работ по изготовлению протезов бедра модульных для обеспечения инвалидов в условиях стационара на сумму 2 799 000 рублей (далее - Контракт).
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 12.1 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у поставщика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 26.10.2022 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 26.10.2022 года, получено исполнителем 26.10.2022 года.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 08.11.2022 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта является не выполнение исполнителем своих обязательств по Контракту (выполнение работ по изготовлению протезов голеней модульных для обеспечения инвалидов).
Так, согласно пункту 4.1.1 Контракта исполнитель (подрядчик) обязан изготовить и выдать изделия в течение 45 календарных дней с даты принятия направления от получателя, но не позднее 30.12.2022 года.
Заказчиком реестр получателей направлен исполнителю 14.07.2022 года по электронной почте, указанной в Контракте (отчет об отправке), следовательно, исполнитель обязан изготовить и выдать изделия гражданам (получателям) до 29.08.2022 года.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, со стороны исполнителя изделия не были изготовлены и выданы гражданам (получателям) в установленный срок, что подтверждается уведомлением заказчика о нарушении срока выполнения работ от 06.09.2022 года N 13-27/1717-1610, претензией заказчика от 26.10.2022 года N 13-27/1717-1896, решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 26.10.2022 года N 13-27/1717-1898, заявлениями граждан (получателей) от 29.07.2022 года, от 26.09.2022 года, от 29.09.2022 года, от 04.10.2022 года и от 14.10.2022 года.
Таким образом, в установленные Контрактом сроки, а также в десятидневный срок, предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, ООО "Металлэксперт" не выполнило свои обязательства, предусмотренные Контрактом.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, поставщик (подрядчик, исполнитель), принимая решение о заключении контракта, должен осознать все связанные с этим риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на поставщике, поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что заказчиком было предоставлено достаточно времени для исполнения обязательств по Контракту, выходящего за пределы срока его исполнения, а со стороны ООО "Металлэксперт" в материалы дела не представлены достаточные доказательства принятия исчерпывающих мер по исполнению условий Контракта, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения ООО "Металлэксперт" Контракта, свидетельствует о совершении им недобросовестных действий. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
При этом, необходимо отметить, что в полномочия антимонопольного органа не входит обязанность собирать доказательства позиции одной из сторон государственного контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения обращения ГУ - РО ФСС России по Республике Тыва оснований для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Металлэксперт", предусмотренных пунктом 15 Правил, не установлено.
В свою очередь доказательства совершения ООО "Металлэксперт" действий (мер), направленных на устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем порядке от исполнения контракта, в материалах дела отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правил,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Металлэксперт" (600016, г. Владимир, ул. Погодина, д. 5Г, этаж 2, офис 10, ИНН: 3328022057, ОГРН: 1193328000030, КПП: 332901001, дата присвоения ОГРН 09.01.2019 года), его генерального директора и учредителя "_" (ИНН: 332714210533) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 11.07.2022 года N 110, заключенного по итогам электронного аукциона N 0212100001822000038 на выполнение в 2022 году работ по изготовлению протезов бедра модульных для обеспечения инвалидов в условиях стационара, включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Председательствующий Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III) разделы |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III раздел |
|||
08.11.2022 |
10.11.2022 |
09.11.2022 |
0 |
09.11.2022 |
16.11.2022 |
15.11.2022 |
0 |
18.11.2022 |
16.11.2022 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 16 ноября 2022 г. N 017/06/104-92/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2022