Резолютивная часть решения объявлена 15.11.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 18.11.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении в здании Тывинского УФАС России:
от государственного заказчика - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (далее - государственный заказчик):
- "_" действующий на основании доверенности от 08.02.2022 года;
При участии в рассмотрении по средствам видеоконференцсвязи: индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_"),
рассмотрев обращение (вх. N 4294 от 10.11.2022 года) Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "_" (668532, Республика Тыва, Тоджинский район, с. Ий, ул. Советская, д. 26, кв. 2, ИНН: 170300458977, ОГРНИП: 322170000006043, дата присвоения ОГРНИП 12.04.2022 года), в связи с уклонением от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0212100000122000074 "Поставка кондиционера", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 10.11.2022 года N 271 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0212100000122000074.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ИП "_" были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении.
Согласно письменным (вх. N 4345 от 15.11.2022 года) и устным пояснениям ИП "_", а также представленным в материалы дела документам следует, что ИП "_" не имела умысла уклонятся от заключения государственного контракта, не своевременное подписание контракта было вызвано переустановкой программного обеспечения и отсутствием энергоснабжения в с. Ий Тоджинского района Республики Тыва с 06.11.2022 года в котором она проживает, платежным поручением от 09.11.2022 года N 3 ИП "_" внесла денежные средства в целях обеспечения исполнения контракта и подписала его 09.11.2022 года. В ходе всего периода, предоставленного для заключения контракта ИП "_" не теряла интереса к его исполнению, при помощи телефона, сообщений в мессенджерах и по средствам электронном почты пыталась предупредить заказчика о сложившейся ситуации. К письменным пояснениям ИП "_" были приложены: копия постановления Администрации Тоджинского кожууна от 06.11.2022 года N 264 "О введении режима функционирования "ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ" для органов управления и сил муниципального звена ТП по Тоджинскому району Республики Тыва", копия справки председателя Администрации Тоджинского кожууна от 15.11.2022 года исх. N 01-32/2022-328 об аварийном отключении электричества и о причинах поломки генераторов, копия платежного поручения от 09.11.2022 года N 3, фотографии с экрана телефона и электронной почты.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-93/2022, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва в ЕИС 20.10.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0212100000122000074 "Поставка кондиционера", начальная (максимальная) цена контракта: 50 000,00 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0212100000122000074 от 28.10.2022 года от участников закупки поступили следующие ценовые предложения.
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Ценовое предложение, поданное участником закупки |
Вид аукциона |
1 |
112862939 |
29 750,00 руб. |
понижение |
2 |
112864117 |
30 000,00 руб. |
понижение |
3 |
112845812 |
31 750,00 руб. |
понижение |
4 |
112866922 |
36 000,00 руб. |
понижение |
5 |
112865993 |
50 000,00 руб. |
понижение |
6 |
112870976 |
50 000,00 руб. |
понижение |
7 |
112873617 |
50 000,00 руб. |
понижение |
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0212100000122000074 от 31.10.2022 года заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе и извещению электронного аукциона N 0212100000122000074, победителем признан участник закупки N 112862939 (ИП "_").
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Из истории заключения контракта, представленной оператором электронной торговой площадки (вх. N 4320 от 11.11.2022 года), следует:
- 31.10.2022 года заказчиком участнику отправлен на подпись проект контракта;
- 09.11.2022 года контракт перешел из состояния "Контракт отправлен участнику на подпись" в состояние "Участник не подписал контракт в регламентированный срок";
- 09.11.2022 года контракт перешел из состояния "Участник не подписал контракт в регламентированный срок" в состояние "Участником подписан контракт вне срока".
По смыслу частей 4 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после представления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта, а в случае непредоставления участником закупки такого обеспечения в срок, установленный для заключения контракта, названный участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Протоколом от 09.11.2022 года ИП "_" признана уклонившейся от заключения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
В соответствии с пунктом 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом, уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, причиной не подписания контракта ИП "_" является отсутствие технической возможности в период времени с 06.11.2022 года, что подтверждается постановлением Администрации Тоджинского кожууна от 06.11.2022 года N 264 "О введении режима функционирования "ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ" для органов управления и сил муниципального звена ТП по Тоджинскому району Республики Тыва" и справкой председателя Администрации Тоджинского кожууна от 15.11.2022 года исх. N 01-32/2022-328 об аварийном отключении электричества и о причинах поломки генераторов.
Данные факты во взаимосвязи с действиями ИП "_", направленными на извещение заказчика о сложившейся ситуации, а также действиями по заключению контракта вне установленного срока, свидетельствуют об отсутствии умысла уклонения от подписания проекта контракта и намерений причинить вред заказчику.
Следовательно, материалами дела не подтверждается, что победитель электронного аукциона - ИП "_" совершала недобросовестные действия по умышленному уклонению от подписания проекта контракта, не теряла интерес к его заключению в ходе всего срока осуществления закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва Тыва в отношении индивидуального предпринимателя "_" (668532, Республика Тыва, Тоджинский район, с. Ий, ул. Советская, д. 26, кв. 2, ИНН: 170300458977, ОГРНИП: 322170000006043, дата присвоения ОГРНИП 12.04.2022 года), в связи с уклонением от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0212100000122000074 "Поставка кондиционера", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 18 ноября 2022 г. N 017/06/104-93/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022