Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное ФКУ "ЦОУМТС МВД России" (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "Олимп-Тех" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Обращение, Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) информацию об ООО "Олимп-Тех" для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 17.11.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 18.11.2022.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.01.2022 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку вещевого имущества (снаряжение сигнальное) (Закупка в рамках ГОЗ) (номер извещения в ЕИС - 0373100056022000008) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 214 293 руб.
Между Заказчиком и ООО "Олимп-Тех" заключен государственный контракт от 21.02.2022
N 2222188200082772209336700/0373100056022000008_44654 (далее - Контракт), цена которого составила 2 147 864,18 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта ООО "Олимп-Тех" обязуется поставить грузополучателю жилет сигнальный (далее - Товар), в количестве и ассортименте, указанном в Спецификации (Раздел 15 Контракта), согласно Техническим характеристикам (Раздел 16 Контракта), в сроки, установленные Контрактом, а Заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного товара.
Пунктом 3.2 Контракта установлен срок исполнения ООО "Олимп-Тех" обязательств по поставке Товара:
- Товар, на сумму не менее 10 % от цены Контракта - по 01.06.2022;
- оставшуюся часть Товара - по 01.08.2022.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил,что ООО "Олимп-Тех" на дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта осуществлена поставка Товара на сумму 445 151,4 руб., что составляет 20,7% от общего объема Товара, требуемого к поставке. Товар на сумму 1 702 712,78 руб. не поставлен.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 10.2 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Учитывая, что ООО "Олимп-Тех" в регламентированный Контрактом срок Товар в адрес Заказчика не поставлен в полном объеме, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 31.10.2022 N ЦС/ОВС-9269 (далее - Решение).
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком Решение размещено в ЕИС 31.10.2022 в 16:17 (МСК).
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 31.10.2022 является датой надлежащего уведомления.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено,что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95
Закона о контрактной системе.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления ООО "Олимп-Тех" нарушения условий Контракта не устранены,Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 11.11.2022.
Представитель ООО "Олимп-Тех" на заседании Комиссии пояснил,что Товар в регламентированный Контрактом срок Заказчику не поставлен в связи с задержкой поставки ткани для производства Товара.
Из материалов дела следует, что ООО "Олимп-Тех" письмом от 05.08.2022 N 337 в адрес Заказчика направлен запрос о продлении срока поставки Товара в связи с задержкой поставки сырья.
Заказчик письмом от 08.08.2022 N ЦС/ОВС-6372 проинформировал ООО "Олимп-Тех" о возможности поставки Товара до 31.08.2022.
Также представитель ООО "Олимп-Тех" сообщил, что 05.09.2022 произошла кибератака на техническое оборудование организации с целью шифрования и похищения информационной базы, в том числе системы
САПР "Грация", где находятся все разработки и лекала для производства Товара.
Вместе с тем из материалов дела следует, что 05.09.2022
ООО "Олимп-Тех" письмом N 364 направлено уведомление об ориентировочном сроке поставки Товара до 28.10.2022.
Заказчик письмом от 07.09.2022 N ЦС/ОВС-7317 проинформировал ООО "Олимп-Тех" о том, что не возражает против поставки Товара до 30.09.2022.
Письмом от 04.10.2022 ООО "Олимп-Тех" направлено уведомление в адрес Заказчика о произошедшей кибератаке на техническое оборудование, а также направлен запрос на продление срока поставки Товара по 01.11.2022.
В ответ Заказчик письмом от 05.10.2022 N ЦС/ОВС-8337 проинформировал ООО "Олимп-Тех" о возможности поставки Товара в срок до 28.10.2022.
Вместе с тем письмом от 25.10.2022 N 391 ООО "Олимп-Тех" направлен запрос в адрес Заказчика о расторжении Контракта по соглашению сторон в связи с невозможностью восстановления данных для производства Товара в результате кибератаки.
В соответствии со статьей 526 ГК РФ по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу,а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно пункту 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ).
Статьей 506 ГК РФ установлено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно пункту 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Комиссией установлено, что по истечении регламентированного срока поставки Товара Заказчиком неоднократно предоставлена возможность
ООО "Олимп-Тех" осуществить поставку Товара, вместе с тем поставка Товара не осуществлена.
При этом Комиссия пришла к выводу, что довод ООО "Олимп-Тех" о невозможности поставки Товара ввиду отсутствия возможности производства Товара является необоснованным, так как предметом Контракта является поставка жилетов сигнальных, а не их изготовление.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы,то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно положению о порядке свидетельствования
Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (далее - ТПП РФ) обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14) (далее - Положение ТПП РФ) обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) - это чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).
В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
Представитель ООО "Олимп-Тех" на заседании Комиссии сообщил,что надлежащее исполнение обязательств по Контракту оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Вместе с тем Положением ТПП РФ дано разъяснение,что к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств", обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу,что информация об ООО "Олимп-Тех" подлежит включению Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104
Закона о контрактной системе и Правилами,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Олимп-Тех" (607150, Нижегородская обл., Ардатовский р-н, р. п. Мухтолово,Вокзальная ул., д. 62/01, ИНН: 5201001532; генеральный директор - Захаренко А.Е., ИНН: 526210318968; участник / учредитель юридического лица - Кобзева Ю.С., ИНН: 525819801400), включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об ООО "Олимп-Тех" в Реестр считать дату размещения указанной информации в ЕИС.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления Заказчиком информации в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком информации |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения информац ии в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения информации в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
11.11.22 |
15.11.22 |
14.11.22 |
0 |
14.11.22 |
21.11.22 |
18.11.22 |
0 |
23.11.22 |
23.11.22 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 ноября 2022 г. N 22/44/104/434
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022