На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронных аукционов с номерами извещений в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0122100013519000002 (далее - Аукцион N 1), 0122100013519000007 (далее - Аукцион N 2), 0122100013519000010 (далее - Аукцион N 3), 0122100013519000016 (далее - Аукцион N 4), 0122100013519000017 (далее - Аукцион N 5), 0122100013519000018 (далее - Аукцион N 6), 0122100013519000019 (далее - Аукцион N 7), 0122100013519000020 (далее - Аукцион N 8), 0122100013519000021 (далее - Аукцион N 9), 0122100013519000023 (далее - Аукцион N 10), 0122100013519000025 (далее - Аукцион N 11), 0122100013519000027 (далее - Аукцион N 12), 0122100013519000028 (далее - Аукцион N 13), 0122100013520000010 (далее - Аукцион N 14), 0122100013520000011 (далее - Аукцион N 15), 0122100013520000012 (далее - Аукцион N 16), 0122100013520000013 (далее - Аукцион N 17), 0122100013521000001 (далее - Аукцион N 18), 0122100013521000003 (далее - Аукцион N 19), 0122100013521000005 (далее - Аукцион N 20), 0122100013521000006 (далее - Аукцион N 21), 0122100013521000007 (далее - Аукцион N 22), 0122100013521000009 (далее - Аукцион N 23), 0122100013521000010 (далее - Аукцион N 24), 0122100013521000011 (далее - Аукцион N 25),(далее - Аукционы),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в части действий Заказчика Комиссией в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе (далее в редакции, действовавшей на дату публикации извещений) принято решение о проведении внеплановой проверки, в результате осуществления которой установлено следующее.
В ходе проведения внеплановой проверки 18.11.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 21.11.2022.
1. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки.
Частью 6 статьи 24.1 Закона о контрактной системе установлено,что электронные документы участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.
При этом иные требования о подписи направляемых документов в Законе о контрактной системе отсутствуют.
Вместе с тем в пункте 17 информационной карты документации об Аукционе N 1 установлено следующее требование к участникам закупки: "Физические лица и индивидуальные предприниматели должны подписывать заявку лично".
Также на заседании Комиссии установлено, что аналогичные требования к участникам закупки установлены по Аукционам NN 2-4, 8-25.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили,что указанное требование установлено в документациях об Аукционах NN 1-4, 8-25 в связи технической ошибкой Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия
Заказчика, установившего в информационных картах документаций об Аукционах NN 1-4, 8-25 требование к участникам закупок о необходимости физическими лицами и индивидуальными предпринимателями подписывать заявку лично, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
На основании части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона,от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона N 2 дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 01.07.2019, в связи с чем окончание срока направления участниками закупки запроса разъяснений положений документации об Аукционе N 2 - 28.06.2019.
При этом пунктом 25 информационной карты документации об Аукционе N 2 установлено, что дата окончания предоставления разъяснений - 27.06.2019, при условии, что запрос о предоставлении разъяснений документации об Аукционе N 2 поступил Заказчику не позднее 25.06.2019, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Также установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона N 6 дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 05.11.2019, в связи с чем окончание срока направления участниками закупки запроса разъяснений положений документации об Аукционе N 6 - 01.11.2019.
При этом пунктом 25 информационной карты документации об Аукционе N 6 установлено, что дата окончания предоставления разъяснений - 30.10.2019, при условии, что запрос о предоставлении разъяснений документации об Аукционе N 6 поступил Заказчику не позднее 28.10.2019, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика по Аукционам NN 2, 6 нарушают часть 4 статьи 65
Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. В соответствии с пунктами 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64
Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе, дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в документациях по Аукционам NN 5, 7 не содержатся даты и время окончания срока подачи заявок, даты окончания срока рассмотрения заявок, даты проведения, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документаций.
Так, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанные даты отсутствуют в документациях по Аукционам NN 5, 7 в связи с технической ошибкой, допущенной Заказчиком.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика по Аукционам NN 5, 7 нарушают пункты 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона N 6:
- дата окончания подачи заявок - 05.11.2019;
- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 06.11.2019;
- дата проведения аукциона - 07.11.2019.
Вместе с тем в соответствии с информационной картой документации по Аукциону N 6:
- дата окончания подачи заявок - 30.10.2019;
- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 31.10.2019;
- дата проведения аукциона - 01.11.2019.
Так, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что противоречивые сведения в отношении вышеуказанных дат установлены в связи с технической ошибкой, допущенной Заказчиком.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика по Аукциону N 6 нарушают пункты 3, 4, 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
5. Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно сведениям ЕИС по Аукциону N 3 протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе
N 0122100013519000010-5-1 опубликован в ЕИС 11.07.2019, в связи с чем регламентированный срок размещения Заказчиком проекта контракта в ЕИС
и на электронной площадке с использованием ЕИС - 16.07.2019.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком размещен проект контракта по Аукциону N 3 в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС - 17.07.2019, то есть за рамками регламентированного срока.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика по Аукциону N 3 нарушают часть 2 статьи 83.2
Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.30 КоАП.
6. Согласно части 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в ЕИС
и на электронной площадке с использованием ЕИС контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Согласно сведениям ЕИС по Аукциону N 2 победителем 09.07.2019 подписан проект контракта, в связи с чем регламентированный срок размещения Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС подписанного контракта - 12.07.2019.
Кроме того, по Аукциону N 7 победителем 13.11.2019 подписан проект контракта, в связи с чем регламентированный срок размещения Заказчиком в ЕИС
и на электронной площадке с использованием ЕИС подписанного контракта - 18.11.2019.
Также установлено, что по Аукциону N 10 победителем 20.11.2019 подписан проект контракта, в связи с чем регламентированный срок размещения Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС подписанного контракта - 25.11.2019.
Вместе с тем Заказчиком размещены в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС контракты, подписанные усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, по Аукциону N 2 - 17.07.2019, по Аукциону N 7 - 20.11.2019, по Аукциону N 10 - 26.11.2019, то есть за рамками регламентированного срока.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика по Аукционам NN 2, 7, 10 нарушают часть 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 КоАП.
7. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки,и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из описания объекта закупки, установленного в извещении о проведении Аукциона N 24, следует, что местами оказания автотранспортных услуг по государственному контракту являются г. Хабаровск, г. Владивосток,г. Петропавловск-Камчатский.
При этом на заседании Комиссии установлено, что расстояние автомобильной дороги между г. Хабаровском и г. Владивостоком - 760 км, расстояние по прямой между г. Хабаровском и г. Петропавловск-Камчатский - 1724 км.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что объединение Заказчиком в один объект закупки оказания автотранспортных услуг по Аукциону N 24 в разных городах, приводит к необоснованному сокращению числа участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика по Аукциону N 24 нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП.
8. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 17 информационной карты документации об Аукционе N 19 установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по Аукциону N 19 не установлены.
Таким образом, действия Заказчика, установившего по Аукциону N 19 требование о предоставлении во второй части заявки на участие в закупке документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанные нарушения истек.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на дату вынесения решения), Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика по Аукционам NN 1-4, 8-25 нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика по Аукционам NN 2, 6 нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика по Аукционам NN 5, 7 нарушение пунктов 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика по Аукциону N 6 нарушение пунктов 3, 4, 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика по Аукциону N 3 нарушение части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
6. Признать в действиях Заказчика по Аукционам NN 2, 7, 10 нарушение части 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
7. Признать в действиях Заказчика по Аукциону N 24 нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
8.Признать в действиях Заказчика по Аукциону N 19 нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
9. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе по Аукционам NN 6, 16 не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также учитывая, что Заказчиком по Аукционам NN 1-5, 7-15, 17-25 заключены государственные контракты, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
10.В связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности материалы от 21.11.2022 по делу N П-414/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2022 г. N П-414/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2022