Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Иванова И.П. (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание транспортных услуг (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100007422000041) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) неправомерно установлено в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) требование к участнику закупки о наличии лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее - Лицензия ФСБ России);
2) ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в объект закупки объединены лицензируемые и нелицензируемые виды деятельности, а именно оказание транспортных услуг с арендой автотранспортных средств, оснащенных и не оснащенных средствами специальной связи;
3) неправомерно установлен срок предоставления автотранспортных средств для оказания услуг в течение 3 дней с даты подписания государственного контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 21.11.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.11.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 08.11.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 41 000 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 04806051240190020244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.11.2022;
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлено в Извещении требование к участнику закупки о наличии Лицензии ФСБ России.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащую требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно статье 27 Федерального закона от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В соответствии с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе Извещения Заказчиком установлено требование к участникам Аукциона о наличии Лицензии ФСБ России.
Согласно Извещению объектом закупки является оказание транспортных услуг с арендой автотранспортных средств.
В соответствии с пунктом 4.3 описания объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) целью оказания услуг является обеспечение перемещения работников Заказчика для выполнения ими трудовых функций.
Комиссией установлено, что услуги оказываются с использованием легковых автотранспортных средств исполнителя в количестве 17 штук.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в рамках оказания услуг предполагается осуществление перевозки высших должностных лиц Заказчика. При этом для оказания транспортных услуг Заказчику для автотранспортного средства "Hyundai Genesis G80" или аналога необходимо установить специальный сотовый телефон с правительственной телефонной связью "Комплекс М-633С", в связи с чем установлено требование к участникам закупки о наличии Лицензии ФСБ России.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в Извещении требования о предоставлении в составе заявки Лицензии ФСБ России не противоречит Закону о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в объект закупки объединены лицензируемые и нелицензируемые виды деятельности, а именно оказание транспортных услуг с арендой автотранспортных средств, оснащенных и не оснащенных средствами специальной связи.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является оказание транспортных услуг с арендой автотранспортных средств для нужд Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
На заседании Комиссии установлено, что для оказания транспортных услуг Заказчику для автотранспортного средства "Hyundai Genesis G80" или аналога необходимо установить специальный сотовый телефон с правительственной телефонной связью "Комплекс М-633С", в связи с чем Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии Лицензии ФСБ России.
При этом на заседании Комиссии установлено, что для оказания транспортных услуг с арендой автотранспортных средств исполнитель также предоставляет автомобиль бизнес класса "Toyota Camry" или аналог, автомобиль эконом класса "KIA Cerato" или аналог.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что на указанные автотранспортные средства не требуется установление специального сотового телефона с правительственной связью.
Вместе с тем согласно Описанию объекта закупки для оказания услуг на указанных видах автотранспортных средств участникам закупки не требуется обладать Лицензией ФСБ России, в связи с чем объединение в один лот таких услуг, в частности требующих и не требующих наличие Лицензии ФСБ России, ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлен срок предоставления автотранспортных средств для оказания услуг в течение 3 дней с даты подписания государственного контракта.
Представитель Заявителя пояснил, что указанный срок является неисполнимым для предоставления исполнителем по контракту 17 автотранспортных средств.
Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 7.1 Описания объекта закупки в течение 3 дней с момента подписания контракта исполнитель обязан предоставить Заказчику автомобили в целях осуществления последним проверки соответствия автомобиля требованиям технического задания путем его осмотра в присутствии исполнителя или его уполномоченного представителя.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с пунктом 7.1 Описания объекта закупки в случае, если по результатам проведенного осмотра Заказчик придет к выводу о несоответствии автомобиля требованиям технического задания, в акте осмотра автомобиля (далее - Акт) указываются замечания, которые должны быть устранены исполнителем в течение срока, обозначенного в Акте.
Вместе с тем согласно пункту 5.1 проекта контракта Извещения услуги оказываются с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.
Таким образом, установление сроков предоставления исполнителем автотранспортных средств обусловлено необходимостью своевременного исполнения услуг по контракту.
Комиссия, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, приходит к выводу, что установление Заказчиком в Извещении обязанности предоставления исполнителем автотранспортных средств для оказания услуг в течение 3 дней с даты подписания государственного контракта обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что вышеуказанный срок предоставления автотранспортных средств являются неисполнимым, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Частью 5 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
На заседании Комиссии установлено, что Извещение содержит требование о предоставлении в составе заявки согласия участника закупки на выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных Извещением.
Вместе с тем Законом о контрактной системе не предусмотрено предоставление согласия участника закупки, подавшего заявку на участие в закупке, в форме отдельного документа.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 43 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Иванова И.П. обоснованной в части пункта 2 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 2 статьи 42, части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 22.11.2022 по делу N 28/06/105-3438/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 ноября 2022 г. N 28/06/105-3438/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2022