Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ИК Строймост" на действия Единой комиссии ФКУ Упрдор "Нижне-Волжское" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0860400000322000059 "Проведение строительного контроля по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-228 Сызрань - Саратов - Волгоград на участке км 362+000 - км 371+000 (с устройством четырех полос движения), Саратовская область", УСТАНОВИЛА:
16.11.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ИК Строймост" на действия Единой комиссии ФКУ Упрдор "НижнеВолжское" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0860400000322000059 "Проведение строительного контроля по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-228 Сызрань - Саратов - Волгоград на участке км 362+000 - км 371+000 (с устройством четырех полос движения), Саратовская область" (далее - Конкурс).
Из жалобы Заявителя следует, что Единая комиссия неправомерно отклонила заявку Заявителя, что противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
28.10.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Конкурса является ФКУ Упрдор "Нижне-Волжское".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 32 699 137,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 16.11.2022 NПРОII1 заявка с идентификационным номером 1 отклонена в связи со следующим: "несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ
Причина несоответствия: Заявка с идентификационным номером 1 подлежит отклонению на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", раздела Извещения о проведении электронного конкурса "Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ", пункта 2) раздела 1.2 Приложения N 4 к Извещению о проведении электронного конкурса. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ). Уровень ответственности участника закупки по компенсационным фондам не соответствует частям 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ, уровень ответственности должен быть не ниже третьего уровня".
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе, электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно, содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурностроительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
При этом минимальные размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации установлены частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Таким образом, в соответствии с положениями ГрК РФ минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должны быть установлены в соответствии с требованиями частей 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является строительный контроль при выполнении работ на объекте: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-228 Сызрань - Саратов - Волгоград на участке км 362+000 км 371+000 (с устройством четырех полос движения), Саратовская область".
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, следующую информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе при проведении электронного конкурса заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами
"м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего
Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями Письма Минфина России N 24-01-07/95279, Минстроя России N Б0737-СИ/02 от 03.10.2022 "О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации, требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, а также в приложении N 4 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция к ее заполнению" установлено, что сведения об участнике закупки должны быть отражены в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций. В соответствии с письмом Минфина России N 2401-07/95279, Минстроя России N Б0737-СИ/02 от 03.10.2022 подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
При этом минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ)
Уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду возмещения вреда должен соответствовать части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Членство в саморегулируемых организациях не требуется в случаях, установленных в частях 2.1, 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протоколрассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящимФедеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным визвещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми всоответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5
части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотреннымпунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской
Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие взакупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренномпунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 16.11.2022 NПРОII1 заявка с идентификационным номером 1 отклонена в связи со следующим: "несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ
Причина несоответствия: Заявка с идентификационным номером 1 подлежит отклонению на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", раздела Извещения о проведении электронного конкурса "Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ", пункта 2) раздела 1.2 Приложения N 4 к Извещению о проведении электронного конкурса. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ). Уровень ответственности участника закупки по компенсационным фондам не соответствует частям 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ, уровень ответственности должен быть не ниже третьего уровня".
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в извещении установил требование: Наличие членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства: - участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства...Членство в саморегулируемых организациях не требуется в случаях, установленных в частях 2.1., 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. " Согласно пункта 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ организация вообще может не состоять в СРО, если договор подряда будет заключен на стоимость до 10 млн. руб. Наша организация предложила стоимость, за которую она может оказать услуги по строительному контролю в сумме 9 990 000 рублей. Считаем, что в данном случае заказчик необоснованно отклонил нашу заявку.
В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02 уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Письмо Минстроя России от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02 содержит разъяснение вопроса применения частей 10 - 13 ст. 55.16 ГрК РФ в части установления уровня ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять работы по договору строительного контроля: "в соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов".
Исходя из вышеизложенного, обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже стоимости Государственного контракта от 19.09.2022 N 7к/2-22 на Выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-228 Сызрань - Саратов - Волгоград на участке км 362+000 - км 371+000 (с устройством четырех полос движения), Саратовская область", а именно 2 297 389 333 (два миллиарда двести девяносто семь миллионов триста восемьдесят девять тысяч триста тридцать три) рубля 00 копеек.
Согласно сведениям, полученным из реестра саморегулируемых организаций, ООО "ИК СТРОЙМОСТ" имеет первый уровень ответственности. Из этого следует, что уровень ответственности участника закупки по компенсационным фондам не соответствует частям 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ, так как уровень ответственности должен быть не ниже третьего уровня.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что согласно данным из Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах ООО "ИК СТРОЙМОСТ" имеет первый уровень ответственности по размерам взносов в компенсационный фонд возмещения вреда (100 000,00 рублей) и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (200 000,00 рублей).
Представитель Заявителя не присутствовал на рассмотрении жалобы, не опроверг пояснения Заказчика.
В соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, участник закупки с идентификационным номером 1 ООО "ИК
СТРОЙМОСТ" не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств не соответствует требованиям, установленным в ч. 12, 13 ст. 55.16 ГрК РФ).
Исходя из вышеизложенного, действия Единой Комиссии по отклонению заявки ООО "ИК СТРОЙМОСТ" не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ИК Строймост" на действия Единая комиссия ФКУ Упрдор "Нижне-Волжское" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0860400000322000059 "Проведение строительного контроля по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-228 Сызрань - Саратов - Волгоград на участке км 362+000 - км 371+000 (с устройством четырех полос движения), Саратовская область" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 22 ноября 2022 г. N 064/06/48-995/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2022