Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБАУ "Смольнинское" (далее - Заказчик):,
ООО "Волтекс" (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28698-ЭП/22 от 09.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку шин пневматических для легкового автомобиля и шин и покрышек пневматических для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей новых (извещение N 0372200286720000008),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.06.2020 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку шин пневматических для легкового автомобиля и шин и покрышек пневматических для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей новых (извещение N 0372200286720000008) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 18 000 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.07.2020 N 0372200286720000008-2-1 победителем Аукциона признано ООО "Волтекс".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Волтекс" заключен государственный контракт N 346-176 от 05.08.2020 на сумму 18 000 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.9 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 16.09.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Волтекс" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Из представленных Заказчиком документов Комиссия УФАС установила следующее.
В соответствии с п. 2.4. Контракта Поставщик обязуется поставить товары, обеспечив надлежащее качество, в сроки, установленные Контрактом.
Период поставки товаров: с момента заключения контракта и по 01.12.2022.
Сроки поставки зависят от размера партии:
- партия от 1 до 20 шт. - в течение 2 (двух) рабочих дней с момента направления заявки Заказчиком;
- партия от 21 до 100 шт. включительно - в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента направления заявки Заказчиком;
- партия от 101 шт. - в течение 7 (семи) рабочих дней с момента направления заявки Заказчиком.
Поставка товара осуществляется Поставщиком партиями на склад Заказчика. Заявки от Заказчика направляются Поставщику по мере производственной необходимости (потребности) по факсу 8 (495) 544-21-21 или электронной почте volteks01@yandex.ru.
По условиям Контракта Поставщик поставил Товар Заказчику по заявкам на общую сумму 5 563 806,59 рублей, а Заказчик своевременно принял и оплатил товар.
28.06.2022 в адрес СПб ГБАУ "Смольнинское" от ООО "Волтекс" поступило информационное письмо peг. N 5021 о наступлении форс-мажорных обстоятельств с предложением расторгнуть Контракт по соглашению сторон (документы, подтверждающие наступление форс-мажорных обстоятельств, не прилагались).
29.06.2022 Заказчик направил на электронную почту ООО "Волтекс" ответ исх. N 690/22 об отсутствии обстоятельств для расторжения Контракта по согласию сторон.
01.07.2022 в адрес СПб ГБАУ "Смольнинское" от ООО "Волтекс" повторно поступило информационное письмо peг. N 5159 о наступлении форс-мажорных обстоятельств (ссылка на информацию на официальном сайте компании Nokian Tyres) с предложением расторгнуть Контракт по соглашению сторон (документы, подтверждающие наступление форс-мажорных обстоятельств, не прилагались).
07.07.2022 Заказчик повторно направил на электронную почту ООО "Волтекс" ответ исх. N 734/22 об отсутствии обстоятельств для расторжения Контракта по согласию сторон.
13.07.2022 Заказчик направил в адрес ООО "Волтекс" заявку N1 всего на 719 единиц Товара. Поставка должна быть произведена не позднее 22.07.2022.
22.07.2022 Заказчиком был получен ответ peг. N 6841 на заявку от Поставщика с указанием снятых с производства шин, из указанных в Спецификации к Контракту, на июль 2022 года, а также письмо с сообщением актуальных (повышенных в процентном соотношении) цен на позиции из Спецификации Контракта.
Согласно п. 3.5. Контракта цена за единицу товара является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта.
08.08.2022 Заказчиком было получено письмо peг N 6052 от Поставщика, в котором указан перечень поставляемого Товара в соответствии со Спецификацией, с указанием актуальности производства по каждой позиции перечня. Согласно вышеуказанному письму Товар, перечисленный в заявке Заказчика, снят с производства не был (Поставщик приложил в подтверждение ранее указанной информации письма от ООО "Нокиан шина" о повышении стоимости и о снятии с производства шин, а также справку о рыночной стоимости N 119/22 от 29.07.2022, выданную АНО "Центр экспертиз ТПП НО").
17.08.2022 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена Претензия исх. N 872/22 о начислении штрафа за факт неисполнения обязательств Поставщиком по условиям Контракта по заявке N 1 от 13.07.2022. Размер штрафа за неисполнение обязательств по Контракту составляет 5 000,00 рублей.
05.09.2022 Заказчиком был получен ответ peг. N 6840 на претензию с сообщением невозможности поставки Товара по заявке от 13.07.2022 по ценам, указанным в Контракте, в виду существенного удорожания Товара.
На 14.09.2022 оплата штрафа Поставщиком так и не была произведена.
Таким образом, Поставщик нарушил условия Контракта и неоднократно сообщил о невозможности его исполнения со своей стороны.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым, он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении ООО "Волтекс" и разместил на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах", что свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка уведомления Участника об одностороннем отказе от исполнения контракта, предусмотренного ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
24.10.2022 Заказчик с использованием единой информационной системы сформировал Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представители ООО "Волтекс" пояснили следующее.
ООО "Волтекс" надлежащим образом выполнил обязательства по поставке 1156 (Одна тысяча сто пятьдесят шесть) шт. автомобильных шин на общую сумму 5 563 806, 59, что подтверждается товарными накладными N ВЛДК20-03-1 от 03.12.2020, ВЛОК20-28-1 от 28.10.2020, ВЛОК20-16-1 от 16.10.2020, ВЛОК20-2-2 от 22.10.2020, ВЛОК20-15-1 от 15.10.2020, ВЛОК20-14-2 от 14.10.2020, ВЛСН20-15-3 от 15.09.2020, ВЛСН20-03-3 от 03.09.2020, 20-257949 от 02.11.2020, ВЛСН20-21-3 от 21.09.2020, УПД N ВЛДК21-20-1 от 20.12.2021, ВЛИЛ21-5-2 от 05.07.2021, ВЛИЛ21-15-3 от 15.07.2021, ВЛСН21-07-2 от 07.09.2021, ВЛИЛ21-28-2 от 28.07.2021, ВЛДК21-17-2 от 17.12.2021, ВЛЯН22-24-1 от 24.01.2022 и составляет 30.91 % от общей цены контракта.
Обязательства по поставке товара на сумму 12 436 193,41 рублей не могут быть исполнены ООО "Волтекс" по независящим от Участника причинам, а именно:
Введение политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, повлияло на увеличение стоимости и дефицит товаров и производственного сырья, что, начиная с февраля 2022 года, привело к существенному увеличению цен на отгружаемую продукцию заводов-изготовителей автомобильных шин, а также прекращении или сокращении производства ими шин и отгрузок со складов.
ООО "Волтекс" является субъектом малого и среднего предпринимательства и отгрузка по ценам спецификации к Контракту без их пересмотра в большую сторону, могло привести ООО "Волтекс" к отрицательному финансовому результату, что в свою очередь повлечет за собой невозможность надлежащего исполнения ООО "Волтекс" своих обязательств по контрактам и обязательств перед поставщиками. На предложение об увеличении стоимости товара, предусмотренного спецификацией к Контракту, пропорционально увеличению цены производителями шин, либо о поставке товара с улучшенными характеристиками взамен товара, снятого с производства (исх. N 05/08-2022-1 от 05.08.2022, исх. 21/09-2022-1 от 21.09.2022) Заказчик ответил отказом.
Непредвиденный рост стоимости автомобильных шин связан со следующими факторами:
- в связи с введением 15.03.2022 четвертого пакета ограничительных мер со стороны недружественных стран в отношении РФ, введён запрет на импорт/экспорт железа и стали. Кроме того, введен запрет на ввоз в РФ натурального каучука и кордного полиэтилентерефталата, которые не производятся на территории РФ. Данные факторы привели к перебоям в логистической цепочке, увеличению сроков доставки компонентов и сырья для производства автомобильных шин и, как следствие, привели к удорожанию продукции по разным позициям от 37% до 74%. Данный процент подтвержден письмами завода изготовителя автомобильных шин ООО "Нокиан Шина" об увеличении отпускной стоимости продукции (условиями Контракта и спецификации к нему предусмотрена поставка шин исключительно производства компании ООО "Нокиан Шина", марок "Nokian", "Nordman").
- в связи с действиями недружественных стран по отношения к Российской Федерации и введению санкций, стоимость шинной продукции резко выросла, несоразмерно предполагаемому росту уровня инфляции, что также подтверждается заключением АНО "Центр экспертиз ТПП НО" об изменении средне-рыночной стоимости шин, указанных в Контракте, которое ООО "Волтекс" сделало за собственный счет, в целях обоснования просьбы об увеличения цены Контракта.
Учитывая сведения об изменении стоимости автомобильных шин, заявленных к поставке в соответствии с Контрактом, предоставленные компанией ООО "Нокиан Шина", а также справки о рыночной стоимости товара, выданной АНО "Центр экспертиз ТПП НО", дальнейшее исполнение условий Контракта без изменения стоимости за единицу товара, могло повлечь получение значительных убытков и отрицательных финансовых показателей нашей компании, что вероятнее всего повлечет банкротство компании.
С учетом полного исполнения Контракта, убыток ООО "Волтекс" мог составить более 4 000 000, 00 рублей.
Контракт был заключен 05.08.2020, на момент заключения Контракта ООО "Волтекс" не могло предвидеть существенное увеличение (более чем на 50%) стоимости шин, так как оно выходит за пределы нормальной хозяйственной деятельности. Поставка товара производилась по заявкам Заказчика, в следствии чего досрочная поставка всего объема раньше срока не представлялась возможным.
Дефицит автомобильных шин, возникший в связи с прекращением поставок шин иностранного производства, а также существенный рост стоимости шин, коснулся всех участников гражданского оборота, осуществляющих деятельность по оптовой торговле автомобильными шинами.
ООО "Волтекс" никакими своими действиями не мог повлиять на действия производителей шин и предотвратить их действия по прекращению производства шин или увеличению их стоимости.
Вышеуказанные обстоятельства дают основание полагать, что надлежащее исполнение Контракта ООО "Волтекс" оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "Волтекс" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку до заключения Контракта и исполнения обязательств по нему Участник не мог предвидеть изменения в международной политической обстановке и применения в отношении России санкций, что повлекло невозможность поставки товара, требуемого Заказчику..
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Волтекс" предпринимались все необходимые действия как для исполнения обязательств по Контракту, так и для устранения обнаруженных Заказчиком недостатков, а включение ООО "Волтекс" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Волтекс" (ИНН: 5003045182) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 ноября 2022 г. N РНП-78-1447/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2022