Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА ВМО Санкт-Петербурга МО N 72 (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "ИГНАМЕТ" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28701-ЭП/22 от 09.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по поставке и установке парковочных столбиков с восстановлением газона в местах установки на территории МО МО N 72 (извещение N 0172300001222000018),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по поставке и установке парковочных столбиков с восстановлением газона в местах установки на территории МО МО N 72 (извещение N 0172300001222000018) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 541 665,80 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.07.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ИГНАМЕТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ИГНАМЕТ" заключен государственный контракт N 0172300001222000018 от 23.07.2022 на сумму 411 665,96 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 2.2.4 Контракта предусмотрено право Заказчика решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 26.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ИГНАМЕТ" в связи с существенным нарушением условий Контракта Участником.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.10.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.11.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ИГНАМЕТ" устранены не были.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "ИГНАМЕТ" ходатайствовал о невключении его в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что с его стороны предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту.
23.07.2022 Исполнитель передал заказ в работу на производство по вышеуказанному Контракту, что подтверждается накладной на передачу готовой продукции в места хранения N30 от 23.07.2022.
Согласно п. 3.3.1. Контракта установлено начало выполнения работ: со дня заключения контракта.
Согласно п. 3.3.2. Контракта установлено окончание выполнения работ: 31.08.2022.
Исполнитель приступил к исполнению своих обязательств по заключенному муниципальному контракту со дня его заключения.
В период с 22.07.2022 по 21.09.2022 Исполнитель оказал Заказчику, основные работы по поставке и установке парковочных столбиков на общую сумму 411 665,96 рублей, что подтверждается фотографиями.
Также, по устной просьбе Заказчика Исполнителем выполнены дополнительные работы по поставке и установке парковочных столбиков, на общую сумму 23 749, 95 рублей, что подтверждается фотографиями выполненных работ.
Следовательно, сроки сдачи выполненных работ по Контракту сдвинулись в связи устной просьбой Заказчика о выполнении Исполнителем дополнительных работ по монтажу парковочных столбиков.
В связи с выполнением дополнительных работ исполнителем сдача работ по Контракту затянулась с 21.09.2022 и по настоящий день, так как Исполнитель пошел на встречу Заказчику, взяв дополнительный объем работы. При том, что Исполнитель не рассчитывал на дополнительный объем работ, который не был заложен в сроки Контракта.
Кроме того, Заказчик периодически вносил изменения по адресам установки парковочных столбиков их количеству, что также затягивало процесс завершения работ и их сдачи.
08.11.2022 Заказчиком и Исполнителем был составлен совместный промежуточный акт обследования результатов и качества выполненных работ N104 от 08.11.2022, в котором были выявлены недостатки следующего характера: восстановление газона в местах установки газона, в местах установки парковочных столбиков выполнено в неполном объеме (грунт не спланирован и не уплотнен), монтаж части парковочных столбиков по некоторым адресам выполнен с нарушением закладных деталей и с дефектами бетонирования, в связи, с чем часть установленных парковочных столбиков ненадежно зафиксирована в основании, имеет отклонение по вертикали, ровность линии парковочного ограждения в некоторых местах не обеспечена.
По результатам обследования Заказчик отказался от приемки выполненных работ и предложил Исполнителю в кратчайший срок (не более 10 дней) устранить выявленные замечания и недостатки выявленных работ и повторно предъявить результат выполненных работ к приемке.
10.11.2022 в адрес Исполнителя от УФАС Санкт-Петербурга поступило уведомление (Исх.N 07/26370/22 от 10.11.2022) о рассмотрении обращения Заказчика о включении ООО "ИГНАМЕТ" в Реестр недобросовестных поставщиков.
Исполнитель, ознакомившись с указанным уведомлением, а также с документами, которые разместил Заказчик на официальном сайте ЕИС в сфере закупок /https://zakupki.gov.ru), обнаружил, что Заказчиком 27.10.2022 была размещена электронный проект решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.10.2022, уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора N 547 от 26.10.2022 и постановление N165 от 26.10.2022.
Таким образом, Исполнитель, узнал о вышеуказанном решении Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Муниципального контракта только 10.11.2022, а вышеуказанные документы не получал по электронной почтовой связи, почте или иной связи.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ИГНАМЕТ" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "ИГНАМЕТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ИГНАМЕТ" (ИНН: 7806265380) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 ноября 2022 г. N РНП-78-1444/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2022