Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя МАМО Северный (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Бадуева К.С. (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29062-ЭП/22 от 14.11.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на работы по уходу за зелеными насаждениями на территориях зеленых насаждений общего пользования местного значения. (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.10.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300000122000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 606 905, 75 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Заказчик с доводами жалобы согласен.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г.
N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно пункту 3 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п. 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Положения, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 настоящего Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);
в) к оценке принимаются документы, предусмотренные подпунктом "б" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В силу п. 30 Положения, случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Из содержания извещения о проведении конкурса следует, что объектом закупки являются работы по уходу за зелеными насаждениями на территориях зеленых насаждений общего пользования.
Из содержания извещения о проведении рассматриваемой закупки следует, что в рамках критерия оценки участника закупки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлена следующая детализация:
N п/п |
Наименование показателя |
Количество баллов |
1. |
Сведения не представлены и/или не соответствуют требованиям настоящего пункта конкурсной документации и/или не соответствует уровням шкалы 2, 3, 4. |
0 баллов |
2. |
Представлены сведения о наличии в штате участника закупки следующих специалистов: 1) не менее 1 специалиста в должности генеральный директор или директор, имеющего высшее образование, а также имеющего опыт работы в должности не менее 5 лет; 2) не менее 1 специалиста в должности производитель работ, имеющих высшее техническое образование, а также имеющих опыт работы по специальности не менее 1 года; 3) не менее 1 специалистов в должности инженер/главный инженер/инженер ПТО, имеющего высшее техническое образовании, а также имеющего опыт работы по специальности не менее 2 лет; 4) не менее 1 специалиста в должности специалист/инженер по охране труда, имеющих высшее техническое образовании, а также имеющие опыт работы в должности не менее 2 лет; 5) не менее 1 специалиста в должности геодезист, имеющих высшее техническое образовании, а также имеющие опыт работы по специальности не менее 2 лет; 6) не менее 5 подсобных рабочих и/или дорожных рабочих и/или асфальтобетонщиков и/или водителей и/или машинистов; и не соответствуют уровням шкалы 3, 4. |
30 баллов |
3. |
Представлены сведения о наличии в штате участника закупки следующих специалистов: 1) не менее 1 специалиста в должности генеральный директор или директор, имеющего высшее образование, а также имеющего опыт работы в должности не менее 8 лет; 2) не менее 1 специалиста в должности производитель работ, имеющих высшее техническое образование, а также имеющих опыт работы по специальности не менее 2 лет; 3) не менее 2 специалистов в должности инженер/главный инженер/инженер ПТО, имеющего высшее техническое образовании, а также имеющего опыт работы по специальности не менее 3 лет; 4) не менее 1 специалиста в должности специалист/инженер по охране труда, имеющих высшее техническое образовании, а также имеющие опыт работы в должности не менее 3 лет; 5) не менее 1 специалиста в должности геодезист, имеющих высшее техническое образовании, а также имеющие опыт работы по специальности не менее 3 лет; 6) не менее 7 подсобных рабочих и/или дорожных рабочих и/или асфальтобетонщиков и/или водителей и/или машинистов; и не соответствует уровню шкалы 4. |
60 баллов |
4. |
Представлены сведения о наличии в штате участника закупки следующих специалистов: 1) не менее 1 специалиста в должности генеральный директор или директор, имеющего высшее образование, а также имеющего опыт работы в должности не менее 12 лет; 2) не менее 1 специалиста в должности производитель работ, имеющих высшее техническое образование, а также имеющих опыт работы по специальности не менее 3 лет; 3) не менее 2 специалистов в должности инженер/главный инженер/инженер ПТО, имеющего высшее техническое образовании, а также имеющего опыт работы по специальности не менее 4 лет; 4) не менее 1 специалиста в должности специалист/инженер по охране труда, имеющих высшее техническое образовании, а также имеющие опыт работы в должности не менее 5 лет; 5) не менее 1 специалиста в должности геодезист, имеющих высшее техническое образовании, а также имеющие опыт работы по специальности не менее 5 лет; 6) не менее 10 подсобных рабочих и/или дорожных рабочих и/или асфальтобетонщиков и/или водителей и/или машинистов. |
100 баллов |
В рамках критерия оценки участника закупки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" установлена следующая детализация:
В рамках детализирующего показателя "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" под материально-технической базой тип 2 подразумевается наличие у участника закупки в собственности, на правах аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта следующих материально-технических ресурсов: не менее двух экскаваторов и/или погрузчиков и/или мини-погрузчиков; не менее одного асфальтоукладчика; не менее трех катков; не менее одного автогрейдера, не менее одного автогудронатора, земельный участок/земельные участки для хранения имущества и стоянки техники общей площадью не менее 5 000 кв.м, нежилые помещения офисы/ангары/производственные помещения и т.п. для ведения хозяйственной деятельности общей площадью не менее 100 кв.м.
В рамках детализирующего показателя "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" под материально-технической базой тип 1 подразумевается наличие у участника закупки в собственности, на правах аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта следующих материально-технических ресурсов: не менее трех экскаваторов и/или погрузчиков и/или мини-погрузчиков; не менее двух асфальтоукладчиков; не менее пяти катков; не менее двух автогрейдеров, не менее одного автогудронатора, земельный участок/земельные участки для хранения имущества и стоянки техники общей площадью не менее 13 000 кв.м, нежилые помещения офисы/ангары/производственные помещения и т.п. для ведения хозяйственной деятельности общей площадью не менее 600 кв.м.
В рамках детализирующего показателя "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" критерия "Квалификация участника закупки" отсутствием материально-технической базы является предоставление участником закупки сведений и/или документов о наличии материально-технических ресурсов, не соответствующих требованиям к материально-технической базе тип 1 или материально-технической базе тип 2 в соответствии с настоящим пунктом конкурсной документации, либо не предоставление сведений и/или документов в соответствии с требованиями настоящей конкурсной документации.
В рамках детализирующего показателя "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" для подтверждения наличия материально-технической базы участник закупки предоставляет в составе заявки:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
- иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Анализ вышеуказанной части извещения о проведении конкурса позволяет прийти к выводу о том, что определенный Заказчиком порядок оценки заявок не способствует выявлению лучших условий исполнения контракта на выполнение работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, поскольку определенные Заказчиком требования о наличии у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, а также специалистов и иных работников определенного уровня квалификации установлены без учета специфики закупаемых работ и в целом не связаны с объектом закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчик установил ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе, чем нарушил п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Бадуева К.С. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 ноября 2022 г. N 44-3852/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2022