Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ школа N 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Лаборатория ремонта" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 28810-ЭП/22 от 10.11.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования в кабинет ОВЗ для нужд ГБОУ школы N 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга в 2022 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 02.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200288222000204. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 301 469, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки в части установления требований к товарам, не позволяющих должным образом определить потребности Заказчика, а также в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы согласен частично.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон Комиссия УФАС приходит к следующим выводам
1. Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В Приложении N 1 к Техническому заданию Извещения об электронном аукционе Заказчиком определен перечень товаров и их характеристики, которые должны быть поставлены в рамках исполнения контракта.
Так, при описании товарной позиции "Набор для познавательного развития "ИНТОШКА-ЛП" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Набор для изучения сходств и различий пространственных объектов должен содержать не менее 140 деталей не более 150 деталей, среди которых должны быть:
-Стержень с шаром на одном конце, не менее 28 деталей. Материал: дерево. Цвет: натуральное дерево. Размер: длина более 8,5 см, диаметр - не менее 3 см.
-Пластина в форме трапеции с круглым отверстием в центре, не менее 2 деталей. Материал: фанера.
-Пластина в форме круга с круглым отверстием в центре, не менее 2 деталей. Материал: фанера. Цвет: темное дерево. Размер: радиус - не менее 7 см, толщина -не менее 0,9 см.
-Пластина в форме полукруга с круглым отверстием в центре, не менее 4 деталей. Материал: фанера. Цвет: темное дерево. Размер: радиус - не менее 7 см, толщина -не менее 0,9 см.
-Пластина в форме сектора, представляющая собой четверть круга, с круглым отверстием в центре, не менее 8 деталей. Материал: фанера. Цвет: темное дерево. Размер: радиус - 7 см, толщина - 0,9 см.
-Пластина в форме квадрата с круглым отверстием в центре, не менее 2 деталей. Материал фанера/ дерево. Цвет: темное дерево. Размер: длина стороны - не менее 14 см, толщина - более 0,8 см.
-Пластина в форме прямоугольного равнобедренного треугольника с круглым отверстием в центре, не менее 4 деталей. Материал: фанера. Цвет: темное дерево. Размер: стороны - 14 см, 14 см, основание - менее 20 см, толщина - не менее 0,9 см.
-Пластина в форме прямоугольника с круглым отверстием в центре, не менее 4 деталей. Материал: фанера. Цвет: темное дерево. Размер: длины сторон - 14 см и 7 см, толщина - не менее 0,9 см.
-Держатель для пластин, не менее 24 деталей. Материал - дерево. Цвет: темное дерево.
-Куб с шестью конусными отверстиями, не менее 8 деталей. Материал - дерево. Цвет: натуральное дерево. Размер: не менее 5х5х5 см.
-Шнур резиновый с деревянными наконечниками, более 15 деталей. Цвета: синий, красный, желтый, зеленый. Длина: не менее 86 см.
-Пластина на ножке с большим отверстием, не менее 4 деталей. Материал: дерево. Цвет: натуральное дерево. Размер (ДхШхВ) пластины с ножкой: 7х1,5х10,5 см. Диаметр отверстия - менее 4,5 см. Диаметр ножки - не менее 1,4 см.
-Пластина на ножке с двумя вертикальными прорезями и отверстием, не менее 4 деталей. Материал: дерево. Цвет: натуральное дерево. Размер (ДхШхВ) пластины с ножкой: 7х1,5х10,5 см. Диаметр отверстия - не менее 1,5 см. Глубина прорези - не менее 4 см, ширина прорези - менее 0,5 см. Расстояние между двумя прорезями - менее 1 см. Диаметр ножки - не менее 1,4 см.
-Флажок на ножке, не менее 32 деталей. Материал: дерево. Цвет: натуральное дерево. Размер: 7х5 см.
-Стержень с прорезью, не менее 4деталей. Материал: дерево. Длина стержня- не менее 7 см. Глубина прорези - не менее 4 см, ширина прорези - не менее 0,3 см. Диаметр стержня в основании - не менее 1,4 см.
-Болт с резьбой и шарообразным наконечником, не менее 2 деталей. Материал: дерево. Цвет: натуральное дерево. Длина с наконечником - 10,8 см. Диаметр шарообразного наконечника: 4 см. Диаметр болта - 1,3 см.
-Дуга-полуокружность, не менее 2 деталей. Материал: дерево. Цвет: красный и зеленый. Ширина дуги: 2,5 см. Толщина дуги: не менее 1,2 см. Диаметр внешний: менее 7 см.
-Шаровой сегмент с одним отверстием с резьбой, не менее 1 детали. Материал: дерево. Цвет красный/ синий. Высота: более 1,5 см. Диаметр: 6 см. Диаметр отверстия: более 1,2 см.
-Усеченный конус малый с одним отверстием с резьбой, не менее 1 детали. Материал: дерево. Цвет синий/ красный. Высота: 1,8 см. Диаметр нижнего основания: не менее 5,5 см. Диаметр верхнего основания: менее 5 см.
-Усеченный конус большой с одним отверстием с резьбой, не менее 2 деталей. Материал: дерево. Цвет: желтый и оранжевый. Высота: 1,8 см. Диаметр нижнего основания: менее 7 см. Диаметр верхнего основания: 5,4 см".
Анализ вышеприведенных требований к указанному товару свидетельствует о том, что Заказчиком прямо определены количество составляющих деталей, указанных в описании, которое составляет 154 шт., что совершенно выходит за пределы установленного объема - не менее 140 не более 150 шт., что не позволят достоверно определить потребности Заказчика.
Аналогичное нарушение допущено при описании набора по графо-моторному развитию.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению заявок на участие в конкуре размещена Заказчиком в составе извещения в виде отдельного файла, содержащего требования к описанию участниками закупки предлагаемых ими товаров.
Анализ указанной инструкции по заполнению заявок, в том числе в обжалуемой Заявителем части свидетельствует о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения. В свою очередь, анализ положений указанной части извещения позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок не только не определяет точного порядка заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию отдельные положения инструкции не определяют порядка заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств а также необходимость указания участниками закупки в составе первой части заявки сведений о товарах требования к которым составляют значительный объем текста Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лаборатория ремонта" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 ноября 2022 г. N 44-3844/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2022