Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 44" (далее - Заказчик):
ИП Герасимова Дмитрия Сергеевича (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28706-ЭП/22 от 09.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинского оборудования: рефрактометр офтальмологический, автоматический (код изделия 172230) в рамках реализации региональной программы модернизация первичного звена здравоохранения для нужд Городской поликлиники N 44 в 2022 году (извещение N 0372200140622000062),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования: рефрактометр офтальмологический, автоматический (код изделия 172230) в рамках реализации региональной программы модернизация первичного звена здравоохранения для нужд Городской поликлиники N 44 в 2022 году (извещение N 0372200140622000062) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 565 455,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Герасимов Д.С.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Герасимовым Д.С. заключен государственный контракт N 22000062 от 17.05.2022 на сумму 1 565 455,20 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.5 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 24.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Герасимовым Д.С.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинского оборудования: рефрактометр офтальмологический, автоматический (код изделия 172230) в рамках реализации региональной программы модернизация первичного звена здравоохранения для нужд Городской поликлиники N 44 (далее - Товар) и ввод в эксплуатацию в течение 60 календарных дней с момента получения Участником письменной заявки от Заказчика, в период действия Контракта, но не позднее 10.12.2022 (п. 5.1 Контракта).
Заявка на поставку Товара была направлена в адрес Участника по электронной почте 28.07.2022 (исх. N 1326). Следовательно, срок поставки Товара - 28.09.2022. По состоянию на 21.10.2022 Товар не был поставлен Участником.
По факту неисполнения условий Контракта в адрес Участника были направлены 2 (две) претензии: N 18021 от 10.10.2022 и N 02-1012/22-0-0 от 18.10.2022. Ответа на претензию в адрес Заказчика не последовал, Товар поставлен не был.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с п. 12.5 Контракта, ч. 1 ст. 450.1 ГК РФ, п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.10.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств.
10.08.2022 ИП Герасимов Д.С. получил от Заказчика заявку N 1326 от 28.07.2022 на поставку Товара.
Имея договор на поставку Товара с ООО "МЕДИМКОМ", ИП Герасимов Д.С. 10.08.2022 направил в адрес ООО "МЕДИМКОМ" заявку на поставку Товара.
15.08.2022 ИП Герасимов Д.С. получил от ООО "МЕДИМКОМ" письмо с подтверждением заявки на поставку Товара и указанием планового срока поставки Товара - конец августа 2022 года - сентябрь 2022 года.
08.09.2022 ИП Герасимов Д.С. получил от ООО "МЕДИМКОМ" письмо, согласно которому ООО "МЕДИМКОМ" уточнил сроки поставки Товара у официального представителя "Хувити Ко., Лтд" на территории Российской Федерации ООО "МТО "Стормовъ".
19.10.2022 от ООО "МЕДИМКОМ" в адрес ИП Герасимова Д.С. поступило письмо, согласно которому сообщалось, что Товар не может быть поставлен в связи с тем, что производитель оборудования "Хувити Ко., Лтд" уведомил заинтересованных лиц о возникших проблемах на стадии производства медицинского оборудования и как следствие нарушении сроков поставки оборудования на территорию Российской Федерации. В своем письме ООО "МЕДИМКОМ" предложил ИП Герасимову Д.С. к поставке медицинское оборудование - "Взор-9000" по ТУ 9442-017-74487176-2010 производства ООО "ДИКСИОН", Россия.
20.10.2022 ИП Герасимов Д.С. получил от ООО "МЕДИМКОМ" письмо, согласно которому ООО "МЕДИМКОМ" сообщал об отсутствии оборудования "Хувити Ко., Лтд" на территории Российской Федерации и невозможности его поставки в 2022 году.
ИП Герасимов Д.С. провел анализ предложенного ООО "МЕДИМКОМ" к поставке оборудования "Взор-9000" производства ООО "ДИКСИОН" и пришел к выводу о взаимозаменяемости оборудования, так как рассматриваемое оборудование сравнимо по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способно заменить друг друга.
21.10.2022 ИП Герасимов Д.С. уведомил Заказчика о возникновении обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению Контракта и предложил рассмотреть вопрос:
- о расторжении Контракта по соглашению сторон на основании ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе,
или
- о приемке оборудования, как только производитель "Хувити Ко., Лтд" начнет его реализацию на российском рынке,
или
- о поставке оборудования "Взор-9000" ООО "ДИКСИОН", Россия, которое полностью взаимозаменяемо, имеет код вида медицинского изделия 172230, что соответствовало требованиям приказа Министерства здравоохранения от 28.12.2020 N 1379 н и замена которого допустима в силу ч. 1.7 приказа Минфина РФ от 04.06.2018 N 126 н "При исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство - член Евразийского экономического союза, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика.".
При этом, ИП Герасимов Д.С. предоставил Заказчику письмо производителя оборудования "Хувити Ко., Лтд", сравнительную таблицу характеристик оборудования, где сравнивал технические, функциональные характеристики оборудования "Хувити Ко., Лтд" и ООО "ДИКСИОН", а также регистрационные удостоверения на оборудование.
В ответ на претензии об уплате неустойки в виде пени от 10.10.2022 и 18.10.2022 на общую сумму 7 436,03 рублей за нарушение срока поставки Товара, ИП Герасимов Д.С. оплатил пени в полном объеме в сумме 7 436,03 рублей (платежные поручения N 280 от 18.10 2022 и N 286 от 20.10.2022).
31.10.2022, 02.11.2022 ИП Герасимов Д.С. вновь обратился к Заказчику с предложением осуществить поставку оборудования "Взор-9000" ООО "ДИКСИОН", Россия и указал на наличие характеристик, которые являются улучшенными по сравнению с оборудованием "Хувити Ко., Лтд", Южная Корея.
Кроме того, ИП Герасимов Д.С. предложил расширенную (увеличенную) гарантию на оборудование ООО "ДИКСИОН" до 24 (двадцати четырех) месяцев, в отличии от гарантии, установленной на оборудование "Хувити Ко., Лтд" - не менее 12 месяцев (п. 8.4 Контракта), а также дополнительно укомплектовать оборудование столом для авторефкератометра.
Ни на одно из своих обращений ИП Герасимов Д.С. не получил ответа от Заказчика.
24.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о не включении ИП Герасимова Д.С. в реестр недобросовестных поставщиков ввиду того, что неисполнение обязательств по Контракту явилось следствием не зависящих от ИП Герасимова Д.С. обстоятельств.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ИП Герасимова Д.С. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Герасимова Дмитрия Сергеевича (ИНН: 780624385305) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 ноября 2022 г. N РНП-78-1440/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2022